Валерий Тодоровский: Люблю снимать фильмы о разных временах и эпохах
«НА РЕЖИССЕРСКИЙ ВО ВГИК НЕ ПРОШЕЛ ПО КОНКУРСУ»
— Валерий Петрович, как вы относитесь к юбилеям? Вы, ребенок оттепели, родились за день до Дня Победы.
— Я родился и вырос в семье фронтовика — Петра Ефимовича Тодоровского. Дома всегда отмечали День Победы: собирались друзья, пели. На 9 Мая я выпил за папу, за его друзей, за Победу, за наших героев. Замечу: почти все друзья папы воевали. К своему юбилею отношусь спокойно. Не люблю шумных торжеств.
— Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с вашим великим отцом? Груз славной фамилии — Тодоровский — не давит?
— Мне 55 лет, и если бы я все эти годы жил с грузом фамилии, наверное, уже сошел бы с ума. Либо живешь с грузом фамилии и тихо спиваешься в уголочке под забором, либо понимаешь, что фамилия — не груз, что это фамилия, с которой нужно жить и работать. Я никаких проблем из-за фамилии не испытываю. Когда был юношей и хотел кем-то стать, доказать, что сам по себе что-то представляю, для меня была важна самостоятельность. Надо быть недалеким человеком, чтобы в 55 лет, сняв как режиссер 10 фильмов, жить с «грузом фамилии».
— Почему вы поступили во ВГИК на сценарный факультет, а не на режиссерский?
— Меня не приняли на режиссерский. Не прошел по конкурсу. Тогда подумал: чтобы не терять время, пойду на сценарный факультет. Потом ни разу в жизни не пожалел об этом решении. Сценарная школа ВГИКа — замечательная. За пять лет мне дали тот максимум, который до сих пор использую и в профессии, и в жизни.
— Кино состоит из сценария, изображения, звуков, музыки... Получается, что кино — литература, живопись и музыка. Выпускник сценарного факультета ВГИКа, режиссер Алексей Федорченко считает, что «первичное и наиглавнейшее в кино, как, впрочем, и в мире творчества — это литература». Чему вы отдаете первенство?
— Я не выискиваю, чего больше в кино. Есть вещи, которые мне помогают жить и радоваться. Я читаю книги, смотрю картины, слушаю музыку. Поскольку занимаюсь кино, то именно кино для меня главное искусство. Люблю людей, которые работают в кино, это мои люди, и люблю все, что связано с кино.
— Валерий Петрович, вы человек реалистичный, практичный и деловой. Кино больше магия, волшебство или все же индустрия, бизнес?
— Любое искусство — магия, когда не понимаешь, как оно родилось. Для меня абсолютное волшебство то, как Лев Толстой написал роман «Анна Каренина». Что в момент написания было в душе, в голове автора? Какой ангел летал над ним, чтобы создать такое произведение? Волшебство ощущаю, когда смотрю на картины Рафаэля. А фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» разве не волшебство? И много-много других фильмов. Я люблю смотреть фильмы классиков.
«АРТИСТЫ БАЛЕТА ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА УЗНАЮТ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ»
— Когда и как возникла идея создания фильма «Большой»? Может, тоже ангел подсказал?
— Долгие годы, занимаясь различными проектами, снимая фильмы, я видел в театре, на экране балет, и мне хотелось в этот мир заглянуть, оказаться в нем, познакомиться с людьми, и таким образом сформировалась идея. Потом произошли события, благодаря которым идея реализовалась. А могла бы и не осуществиться. В моей голове постоянно несколько идей будущих фильмов. Далеко не все идеи воплощаются. Многие остаются на уровне замыслов. А некоторые потом растворяются в воздухе, и я забываю о них. Бывает, что фильм получается, и в этом тоже есть волшебство...
— В фильме «Большой» много внимания уделено профессии артиста балета, но много и лирического. Вы акцентировали внимание на искусстве балета, на Большом театре или на чувственной стороне героев? Если ваш фильм — роман, то какой тематики — любовной, производственной?
— Фильм «Большой» — производственный роман. Шутка! Наша картина в первую очередь про людей. Если бы я делал пособие для начинающих артистов балета, нарвался бы только на критику. История «Большого» — про людей, которые живут в мире балета и отдают свою жизнь тому, чтобы хоть однажды станцевать на сцене Большого театра. В мире балета есть и труд, и пот, и слезы, и разочарования, и падения, и взлеты... Вот поэтому и роман! Мы рассматриваем разные стороны и грани жизни и профессии.
— Почти во всех ваших фильмах вы или автор сценария, или соавтор. Почему «Большой» — исключение?
— Анастасия Пальчикова написала прекрасный сценарий. Сценарий создавался в течение полутора лет. Систематически мы встречались с Анастасией и обсуждали. Она присылала по почте то, что написала с учетом рекомендаций. Этот текст я и мои редакторы читали, анализировали, вносили правки, пожелания... Сценарий переписывался десятки раз. Замечу, что так происходит с любым сценарием, если автор и режиссер стремятся создать что-то хорошее.
— Генеральный директор Большого театра Владимир Урин поддержал ваш фильм, потому что ему понравился сценарий?
— Для Большого театра съемки художественного фильма большим подарком не были, и мы это отчетливо понимали. Любые посторонние мешают Большому театру работать в привычном режиме. Но руководство Большого почитало сценарий, провело ряд переговоров со мной, узнало все детали и, поверив, что будущая история не нанесет вреда театру, пошло навстречу.
Не секрет, что Большой театр очень бережно относится к бренду, к репутации. К счастью, в результате встреч, переговоров, обсуждений нам удалось добиться разрешения снимать на сцене Большого театра. Нельзя не сказать, что именно на сцене Большого театра состоялась премьера нашего фильма, и это, конечно, историческое событие. Выражаю благодарность Большому театру за поддержку фильма «Большой». Мне кажется, что я не подвел Владимира Георгиевича Урина. По крайней мере за фильм «Большой» мне не стыдно.
— В предыдущем фильме «Оттепель» все-таки есть прототипы, правда, зрители до сих пор гадают, какие именно. Есть ли прототипы в фильме «Большой»?
— Никаких прототипов нет. Даже не ищите. Мы снимали фильм не о конкретных людях. Так, героиня Алисы Фрейндлих — собирательный образ педагога-хореографа. Правда, артисты балета после просмотра фильма узнавали своих учителей. У каждого был свой такой педагог. Но за ролью Алисы Фрейндлих не стоит конкретная женщина, которую она бы играла.
— Как долго снимали фильм? Были ли репетиции с актерами?
— Мы много репетировали сцены с танцами. Как вы понимаете, быстро снять танцы нельзя. Другие сцены, с участием знаменитых артистов, репетировали непосредственно перед съемками. Фильм снимали довольно долго. Было немало сложностей, включая технические. В фильме занято несколько поколений артистов, и это всегда непросто. Возможно, фильм «Большой» — самый долгий по съемочному периоду из всех моих фильмов.
— Валерий Петрович, во всех фильмах вы уделяете большое внимание времени. Оно полноценный герой. В фильме «Большой» вы рассказываете современную историю. Вам интереснее делать фильмы о прошлых эпохах или же о современности? Все-таки прошлое требует большей работы хотя бы из-за детального изучения?
— Финал фильма происходит сегодня. История начинается 15 лет назад. Я люблю снимать фильмы о разных временах и эпохах. Фильм «Оттепель» — о 1960-х годах, «Стиляги» — о 1950-х, «Страна глухих» — о 1990-х. Что касается «Большого» — вроде бы бери и снимай! Если бы все было так просто...
— Не было ли у вас намерения на главные роли юных артисток балета пригласить молодых балерин из Большого театра?
— У нас не было задачи взять исполнителей из определенного театра. Мы искали исполнителей, которые сыграют роль в фильме. Искали долго и в разных театрах, включая Большой, Мариинский, а также театры в Казани, Екатеринбурге, Алма-Ате, Краснодаре, да везде. В итоге мы нашли девушку, Маргариту Симонову, которая танцует в театре Варшавы. Была задача найти артистов, которые хорошо могли бы сыграть роли.
— Известна ли вам реакция на фильм «Большой» артистов балета? Интересно ли вам их мнение?
— Да, мнение интересно. Я счастлив, что в целом артисты балета не нашли явных косяков, ляпов и не говорили: «Все это неправда». Кстати, во время работы у нас было много консультантов.
«ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА ЗАМЕШАН НА ЧУВСТВАХ»
— Вы редчайшее явление: успешный режиссер, не менее успешный продюсер и сценарист! Как все это в вас сочетается?
— Пока как-то сочетается. Возможно, когда сил станет меньше, придется ужать деятельность и делать поменьше. Но сейчас успеваю и сочетаю.
— У вас прекрасная слаженная команда. Как подбираете людей для работы?
— Люди сами приходили и приходят. Те люди, с которыми возникал общий интерес, в итоге оставались. Таким образом и создавалась команда. Другого способа создания эффективной команды нет.
— На мастер-классе для начинающих режиссеров в рамках фестиваля «Святая Анна» вы сказали, что «кино для вас — любовь». Сколько же это нужно любви, чтобы вот так плодотворно работать и радовать зрителей новыми фильмами? Только что с большим успехом прошел на Первом канале ваш продюсерский проект «Оптимисты», и вот новая премьера — «Большой».
— Процесс создания фильма замешан на чувствах. При выборе артиста на роль для меня очень важно, какой он человек, смогу ли я полюбить его как личность. Ведь я ежедневно буду работать с ним на съемочной площадке в течение длительного времени! Мне должно быть интересно с ним каждую минуту. Даже если актер — гений, но у меня нет к нему человеческой симпатии, вряд ли наша работа получится. Это же касается и всех участников команды.
Все мы либо любим друг друга и делаем фильм, либо собрались вместе, чтобы скрипя зубами что-то сделать. Это разные состояния души. Предпочитаю первое состояние. Выбрать актрису на главную роль равносильно тому же, что и жениться. Надо сначала найти подходящую кандидатуру, влюбиться, а лучше полюбить, а потом хорошо подумать: стоит ли заключать брак, потому что с этим человеком предстоит жить. Надеюсь, вы не буквально воспринимаете мои слова...
— Столько случаев, когда после участия в ваших фильмах актеры становились знаменитыми. Так произошло с Евгением Мироновым, Диной Корзун, Ингеборгой Дапкунайте, Максимом Матвеевым, Екатериной Вилковой, Анной Чиповской. Радуетесь ли вы, когда роли в ваших фильмах приносят актерам всенародную любовь и признание?
— Безусловно, мне приятно, что к людям, которые снялись у меня, приходит успех. Я люблю успешных людей. Считаю, что талантливые, трудолюбивые, вдохновенные, творческие люди должны иметь признание. Если я могу им чуть-чуть в этом помочь, воспринимаю это как большой подарок. Наблюдаю за тем, как складывается судьба артистов после участия в моих картинах: радуюсь их победам и грущу, когда у некоторых неудачи.
— Может, знаете секрет: как стать успешным человеком?
— К сожалению, не знаю секрета ни счастья, ни успеха.
— Ваши личные фильмы и продюсерские работы одинаково для вас дороги? Или все-таки разница есть?
— Как за режиссерские, так и за продюсерские фильмы переживаю в равной мере. Нет никакой разницы. И ее не должно быть в принципе.
— Режиссуре и продюсированию вы учились самостоятельно, как говорится, методом проб и ошибок. Есть ли профессии в кино, для которых мало самообразования — нужны конкретные знания и точные умения, полученные от мастеров?
— В первую очередь это технические профессии — оператор, звукорежиссер. Без знания всех нюансов техники в этом деле ничего хорошего не получится. Безусловно, и в этих профессиях главное — талант, но ремесло нужно знать. Впрочем, всему учиться надо. И я учусь и буду учиться всю оставшуюся жизнь.
— Как продюсер вы просчитали возможную прибыль фильма «Большой»?
— Я надеюсь, что фильм посмотрит много людей. Очень хочу в это верить. Насчет успеха — никто не может знать заранее, будет он или нет.
— Когда вы снимаете фильм, думаете о зрителе?
— Сказать, что каждую минуту работы над картиной я думаю о зрителях, будет неверно. Не побоюсь этого слова, но я испытываю огромное уважение к зрителям и делаю все, чтобы они получили удовольствие от фильма, чтобы людям не было скучно. Стараюсь делать кино максимально понятным, ясным.
— Возможно, что в новой картине есть ошибки, за которые вы себя очень ругаете? Неправильный выбор актера на роль или нечто другое.
— Прошло мало времени для того, чтобы посмотреть фильм трезвым глазом. Через какое-то время я смогу пересмотреть «Большой» и наверняка увижу кучу ошибок, как это происходит с каждой картиной. Но сейчас еще рано.
— Какой фильм из своей режиссерской десятки вы любите больше других?
— Все фильмы мне нравятся в равной степени, как, впрочем, в этой же степени и не нравятся. И каждый фильм мне дорог. Правда, некоторые фильмы помню смутно. Иногда кажется, что их снимал не я. Правда, я не пересматриваю свои картины, как это делают многие режиссеры. И у меня нет табели о рангах своих фильмов. Однозначно лишь то, что в каждый из них я вкладывал душу.
— Почему вы крайне редко снимаете актеров повторно?
— У меня нет для них ролей. Я беру актеров, которые подходят на роли, а не актеров, которых я раньше снимал в фильмах. Если будут роли для Владимира Машкова и других замечательных артистов, которые снимались в моих картинах, приглашу их еще раз.
— Не могу не спросить, потому что не прощу себе этого никогда. Не хотели ли вы пригласить Михаила Барышникова на роль знаменитого танцовщика Антуана в фильм «Большой»? Барышников не только выдающийся танцовщик, но и прекрасный артист, номинант на премию «Оскар» (за роль в фильме «Поворотный пункт»)?
— У меня был разговор с Барышниковым по поводу участия в фильме в роли Антуана (в итоге эту роль сыграл выдающийся танцовщик Николя Ле Риш). Да, я очень хотел, чтобы Михаил Барышников снимался в «Большом». Очень. Но Барышников отказался приезжать в Россию. С момента своей эмиграции он не был здесь.