Людмила Петрушевская: «Не люблю ходить в театр: дважды во время плохих спектаклей теряла сознание»
– Людмила Стефановна, чем порадуете москвичей в ближайшее время?
– 26 мая приглашаю в театр «Школа современной пьесы» на мой концерт. Там же состоится презентация недавно вышедшей моей книги смешных стихов «СТИ-ХИ-ХИ про нашу прикольную жизнь». 27 мая в Центре имени Мейерхольда пройдет спектакль «Анданте» в постановке Федора Павлова-Андреевича, перед ним я буду читать свои сказки. А 29 – 30 мая в театре «DOC» состоится премьера спектакля по одной из них – «Новые приключения Елены Прекрасной». В новом сезоне театра «Школа современной пьесы» будет поставлена моя пьеса «ГАЗБУ», это комедия с элементами фантастики.
– Вы очень творческий человек. Как справляетесь с таким обилием талантов?
– Да нет никаких особых талантов. Есть способности. В молодости я занималась в оперной студии, хотела поступить в консерваторию, а пока была «девушка с гитарой», меня таскали из компании в компанию. Пела блатные песенки. Но однажды мне подарили книгу «Техника акварельной живописи». И я, как говорится, запала: стала писать акварелью. Когда родился старший сын, я бросила и песни, и гитару. Но рисую все время. А в 69 лет вдруг вышла на сцену с оркестром и снова начала петь переведенные мною французские, английские, итальянские, немецкие, польские давно, казалось бы, забытые великие шлягеры. Это заново написанные истории. Мне казалось, что я следую путем Беранже и Вертинского, что у меня свой театр.
– Людмила Стефановна, вы свободно себя чувствуете на любой сцене?
– Я люблю Москву. Но выступать люблю в разных городах – от Питера до Южно-Сахалинска, от Лондона до Парижа, от Копенгагена до Рио-де-Жанейро. У артиста – кочевая судьба. Скоро лечу в Самару.
– На многих ваших концертах вы выступаете в шляпках. Почему?
– Да, я никуда не выхожу без шляпы. Знаете, мне иногда кажется, что я из Серебряного века... А тогда шляпы были шедеврами. И дамам неприлично было выходить простоволосыми…
– В какой компании вы предпочитаете отдыхать?
– Люблю гулять со своими детьми и внуками. Раньше круг общения был величиной с Москву. Телефон не умолкал. Гостей был полон дом. Но… иных уж нет, а те далече. В старости есть одно преимущество, я его испытала: мне хватает собственного общества и интернета.
– Вы часто предаетесь воспоминаниям?
– Память человека – это и есть его душа.
– Кстати, как вы думаете – когда-нибудь изобретут рецепт молодости?
– Я не хотела бы быть вечно молодой. Сколько опасностей, мук, ошибок, зависимость буквально ото всех – от мамы, подруг, любимого человека, любого начальства... Меня устраивают мои 79. Живу одна, никто не заставляет меня делать то, чего я не хочу. Ложиться спать вовремя или обедать – суп, второе, компот. Я могу работать до утра и питаться ерундой. А обед у меня стандартный: помидор, яйцо всмятку, ложка сметаны и подсушенный черный хлеб. Мяса не ем, не курю и не пью. Как написала в Фейсбуке по этому поводу одна моя старая знакомая с легкой насмешкой: «Бедная!». У меня свои радости – когда я с детьми, внуками и правнуками (их трое), вот тут меня переполняет счастье. Кормить их своим борщом и пиццей по-петрушевски для меня огромное удовольствие. Хорошо сделанная работа (как и мастерски сваренный борщ) тоже дает повод порадоваться. А когда выхожу на сцену, меня накачивает энергией зрительный зал.
– Делите ли вы людей на добрых и злых?
– На тех, кто служит свету, и тех, кто – тьме? Мне повезло. Я общаюсь с добрыми людьми.
– Какому писателю вы отдаете предпочтение и, может быть, хотели бы написать о нем книгу?
– Пушкина люблю. Я написала, впав в депрессию, вплоть до слез, работу о конце его жизни. Но невозможно, как мне кажется, написать текст о его творчестве? Текст о Божьем вдохновении. Ведь «вдохновить» – это вдохнуть свое послание.
– А как вы обычно отмечаете день рождения?
– Сам по себе день рождения всегда был скучен. Готовка, уборка, нарядить детей, успеть принять душ перед приходом гостей, помирить свекровь с мамой.
РЕЦЕПТ
Пицца по-петрушевски
Высушить армянский лаваш, растолочь его в пакете. Налить в сковороду постное масло и немного воды. Посыпать зирой.
Засыпать дно слоем толченого лаваша. Сверху положить мелко нарезанный лук-порей, помидор ломтиками и сыр кусочками, посыпать орегано.
Засыпать все таким же слоем лаваша, хорошо сбрызнуть водичкой, накрыть. Огонь небольшой. Через минут десять попробовать сдвинуть пиццу. Если сдвигается, то накрыть большой тарелкой, перевернуть сковороду на эту тарелку. На сковороду опять налить масло, немного воды и сдобрить зирой — и осторожно сдвинуть пиццу непропеченной стороной на сковороду.
Уже не накрывать крышкой. По прошествии еще минут 10 пицца готова! Румяная, хрустящая снаружи и мягкая, сочная и вкусная внутри.