Московские и региональные театры выступили в Ясной Поляне на выходном фестивале Толстого
Усадьба Льва Николаевича - седьмое небо для уставших от столичной пыли, кутерьмы и бетонных джунглей москвичей. Зеленый лес с золотым солнцем меж ветвями, белеющий фасад дома Волконского, резная веранда с уникальным, сделанным в подарок писателю узором. В загонах пасутся лошади, с удовольствием принимающие сахар и яблоки от посетителей. Рядом дерутся гуси, поднимая настроение своими забавными криками. Невдалеке цветет яблоневый сад рядом с пасекой. И на фоне всего этого - четыре огромные театральные сцены под открытым небом.
– Мне всегда хотелось, чтобы Толстой для любого поколения был современен и актуален, – рассказывает директор Музея-усадьбы Екатерина Толстая. – Наш фестиваль – подарок жителям и гостям нашего региона, ведь за три дня каждый может познакомиться с лучшими постановками по произведениям Льва Николаевича.
10 июня 1921 года постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета усадьбе дали статус музея. С тех пор "Ясная Поляна" регулярно принимает поклонников творчества великого писателя и отмечает Дни Рождения с большим размахом. Театральный фестиваль – выход праздника на новый, практически всероссийский уровень. Ведь на сценах усадьбы предстоит выступить Московскому музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко, воспитанникам Центра имени Мейерхольда, Драматическому театру «Колесо» из города Тольятти и даже Даугавпилсскому театру из Латвии.
– В этом году фестиваль стал значительно шире, – говорит Екатерина Толстая. – Мы отбирали спектакли очень строго. Было принято решение несколько отступить от формата предыдущего года и показать постановки не только по Толстому, но и по его современникам, например, по Тургеневу. Благодаря тому, что культурный пласт, оставленный Толстым, поистине огромен, сложностей при формировании программы испытывать не приходится.
На сценах фестиваля даже самые искушенные зрители могут найти себе постановку по душе. Здесь и привычная опера, и новый для России жанр "сторителлинга", и классические постановки по авторским сценариям.
Большая сцена справа от дома Волконского на открывающий вечер фестиваля превращается в дом семьи Ростовых. Под живую музыку оркестра на помостах кружится Наташа (в исполнении солистки оперы Натальи Петрожицкой) с Андреем (воплощенным солистом Дмитрием Зуевым), пока на заднем плане решается исход войны с Наполеоном. Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет Музыкально-драматическую композицию «Война и мир».
– На этой сцене сегодня вечером зрители увидят по сути премьеру, – рассказывает главный дирижер театра Феликс Коробов. – Классическую оперу мы перевели в формат театра под открытым небом. Сценарий был существенной сокращен, остались только ключевые сцены общим хронометражем в полтора часа. В первоначальной версии постановки участвуют несколько сотен артистов массовки, здесь же останутся лишь главные лица. Но такая упрощенная подача при этом должна привлечь внимание, познакомить зрителя и с произведением, и с жанром оперы, а также показать, как может выглядеть главное произведение Толстого на сцене.
Толстой в опере – подход для взрослых. Толстой в "сторителлинге" - формат уже для младшего поколения. К слову, "сторителлинг", а в дословном переводе "рассказ историй" - абсолютно новый жанр российского театра. Это монолог или диалог артистов, на свой лад пересказывающих уже существующую или выдуманную ими самими историю с привлечением всех навыков своего актерского мастерства. Прикрыться тут нельзя ни музыкой, ни декорациями, ни костюмами. Полагаться можно только на собственные силы.
Сам жанр, по словам Екатерины Толстой, уже был опробован в прошлом году и показал невероятную востребованность. А потому на сцене в Яблоневом саду артисты центра имени Мейерхольда Мария Маркова и Алексей Ильин наперебой рассказывают толстовские сказки.
– Сказки Льва Николаевича - это, пожалуй, самые короткие произведения мастера самых длинных эпопей, – говорит Мария. – Пусть их сложно понять, но дети реагируют живо и весело.
И действительно, волк, отпустивший белку и не дождавшийся от благодарности за свое "доброе дело", орел, так и не научивший черепаху летать, и царь, влюбившийся в крестьянку-колдунью, вызывают у детворы искренний смех и бурю положительных эмоций.
Но главная сказка для самого Толстого, ставшая смыслом всей его жизни - "Зеленая палочка". Лишь по-настоящему хорошо знакомые с творчеством Льва Николаевича знают о том, что до самой смерти великий писатель всерьез искал в своей усадьбе закопанную старшим братом зеленую палочку, на которой был вырезан секрет всеобщего счастья. А чтобы найти ее, нужно было выполнить три главных условия: пройти по щели в половицах и не упасть, простоять час в углу, не думая о белом медведе, и за целый год не увидеть ни одного зайца.
Найти свою зеленую палочку в "Ясной Поляне" предлагают каждому гостю. Новое представление в жанре иммерсивного спектакля - необычное путешествие по всей усадьбе, где из-за любого угла или дерева может вдруг появиться то или иное воспоминание Льва Толстого. Главное условие участия - сдать свой мобильный телефон, получив взамен любимую писателем толстовку и маску с его изображением. Вот на поляне стоит школа, где учитель-немец преподавал маленькому Леве основы всех наук. А сегодня он строго отчитывает участников представления. Рядом на лугу братья и сестры писателя, смеясь и резвясь, приглашают отведать яблок из сада и свежего хлеба. А вдалеке из лесу, словно призрак, выходит сам Толстой, неуловимый даже для прытких гостей.
– Самое главное в нашем спектакле - не форма, а идея, – рассказывает исполнитель роли учителя, актер тульского театра "Эрмитаж" Николай Колтышев. – Каждый человек должен ответить на три главных вопроса: что такое я? что такое мир? и что я должен сделать? Мой герой - учитель, в качестве домашнего задания задающий гостям, а по сюжету и самому Леве, ответить на эти три вопроса. И тот, кому удастся это сделать, обретет мировую гармонию и будет чист перед Богом и самим собой.