Художественный руководитель театра имени Е.Вахтангова Римас Туминас. Открытие после реставрации музея-квартиры режиссера Е.Вахтангова в Москве / Фото: Наталья Нечаева, «Вечерняя Москва»

Вахтанговцы привезли в Америку «Дядю Ваню» - самый личный спектакль своего худрука

Развлечения
С 15 по 26 июня Академический театр имени Вахтангова гастролирует в США и в Канаде. 10 спектаклей сыграют артисты в Нью-Йорке, Бостоне, Торонто.

Этот визит на другой материк у вахтанговцев далеко не первый. Три года назад театр удивил американцев постановкой Римаса Туминаса романа Пушкина "Евгений Онегин". В прошлом году играли спектакль Туминаса "Улыбнись нам, господи". А сейчас  - новая встреча с самым близким, личным, дорогим детищем художественного руководителя театра.

Антон Павлович Чехов, по признанию режиссера, его любимый автор:

- Чехов, в пьесах которого больше всего свежего воздуха, чем у кого-либо из классиков, сплачивает людей во всем мире. Это я понял, когда в сложном 1990 году поставил в Вильнюсе "Вишневый сад".  Когда в моей стране начались трагические события, а это был 1991 год, я решил снять с репертуара спектакль "Вишневый сад", чтобы не раздражать литовцев русским писателем Чеховым и русскими героями. Но был сильно занят и забыл это сделать. Когда вспомнил, сказали, что "билеты на спектакль  проданы". Думал, что люди не придут, неважно, что у них есть билеты. К моему стыду, литовский зритель  сразу отличил — что было советское, а что русское. Литовская публика пришла на Чехова, и не было ни одного свободного места, - рассказал Римас Туминас.

Постановкой "Дяди Вани" в театре Вахтангова Туминас растопил сердца взыскательной и  капризной московской публики. Именно растопил, а не покорил или завоевал. Такая реакция получилась, потому что художественный руководитель театра ставил спектакль о своем самом большом переживании, самом большом страхе и самой большой радости - о том, как его, младенца, нашла мама, взяла в свои руки, принесла в дом и вырастила. Мама Римаса Туминаса - Вера, а в Литве - Вероника. О том, что произошло с ним в глубоком детстве и что нашло отклик в спектакле "Дядя Ваня", Римас Туминас рассказал "Вечерней Москве":

- Мама очень много работала. Бедная, ей столько пришлось испытать в жизни! Мама так заработалась, что забыла меня, завернутого в одеяльце, на грядке. Так я и пролежал всю ночь, пока мама утром не нашла меня. Смешно говорить, что я это помню! Тем не менее, что-то вспоминается... Дядя Ваня – его играет Сергей Маковецкий - представляется мне тем младенцем, которого оставили на грядке и не забрали. Все, что он пережил за ночь, я и попытался показать  в своем спектакле.

Одна из самых трогательных сцен в постановке - когда Дядя Ваня снимает с лестницы свою племянницу Соню. Сергей Маковецкий протягивает руки к небу, бережно берет Евгению Крегжде и нежно опускает на землю. Соня - самый чистый, самый любимый образ Антона Павловича. В нем воплощена любимая сестра классика Марья Павловна.

У Марьи Павловны была история несчастной любви с писателем Иваном Буниным, которая достойна отдельного спектакля на вахтанговской сцене. У Вахтанговского театра, сестры Чехова и Ивана Бунина есть общее число.

- 13. Евгений Вахтангов боготворил число "13". У него было любимое в театре место "13", которое всегда за ним резервировали. Иван Бунин, влюбленный в прекрасную сестру Антона Чехова, подарил ей в знак своего чувства бриллиантовый кулон с числом "13". Марья Павловна, несмотря на свою единственную любовь - к Бунину, отказывается отдать ему свою руку и сердце, сославшись на невезучее число "13". Евгения Михайловна Чехова, рассказывая в своих "Воспоминаниях" этот факт, говорит о том, что сестра Чехова не вышла замуж, потому что хотела быть преданной только своему брату. Каков был жест Ивана Бунина, когда ровно через 13 лет он присылает Марье Павловне новый кулон - с переставленными цифрами - "31". Этот кулон до конца своей жизни носила на груди Марья Павловна. Она не любила актрису Московского театра Ольгу Книппер, считая ее не достаточно преданной и заботливой женой.

Спектакль Римаса Туминаса "Дядя Ваня" - о несостоявшейся любви Сони и Астрова, о невозможной любви Дяди Вани и Елены Андреевны.

Спектакль "Дядя Ваня" не может не взволновать американскую публику. Не только потому, что американцы почитают Чехова не меньше, чем своих классиков, а потому что каждый человек в мире легко отличает искреннюю любовь от других форм и стадий, настоящую нежность - от притворной нежности и чистые помыслы от тех, что с примесью.

В каждом городе Америки и Канады Римас Туминас и его артисты ответят на вопросы журналистов. На Западе неизбежно спрашивают о политике, но у Римаса Туминаса на это один ответ:

- Я занимаюсь только театром. Никто не говорит мне в России - что ставить и как ставить. Все мои мысли - о спектаклях. А спектакли я стараюсь сделать такими, чтобы они были близкими, понятными каждому человеку в каждой стране.

"Вечерняя Москва" желает вахтанговцам удачных гастролей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Академический театр имени Вахтангова принял участие в Международном театральном фестивале имени Андрея Платонова

«Царь Эдип» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса дважды был сыгран в самом большом концертном зале Воронежа при полных аншлагах.

Римас Туминас провел творческую встречу с публикой в одном из старейших драматических театров России - театре имени Кольцова, на которой поделился своими мыслями и планами. Режиссер заметил, что «Андрей Платонов – один из самых любимых его писателей, и что роман «Котлован» - его настольная книга, к которой он возвращается едва ли не каждый вечер»(далее...).

amp-next-page separator