Когда блины не были комом
Помните ли вы, как в начале девяностых на Пушкинской площади появился первый «Макдоналдс» и какие очереди стояли в него? И как потом, уже в середине девяностых, стали открываться японские кафе, предлагая непросвещенным гражданам экзотические изыски кухни восточной? А вот исконно русские блины и борщи оказались отодвинуты на второй план.
Как и само словосочетание «сделано по ГОСТу», которое стало восприниматься как что-то вяло-унылое и набившее оскомину. Вспомнилось все это, как ни странно, при взгляде на статистику вышеупомянутого киноопроса. Оказывается, что на нашем телевидении в последний год старые советские фильмы стали в разы популярнее не только современных отечественных, но и голливудских: в топ-20 попали 13 советских, 4 российских и всего лишь 3 голливудских картины. Причем самым «убойным» оказались «Любовь и голуби» и «Джентльмены удачи». Третье и пятое места заняли «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», между ними уютно вписалась «Ирония судьбы».
В первой двадцатке — «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «В бой идут одни «старики», «Офицеры», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Москва слезам не верит», «Весна на Заречной улице», «Девчата». Ближе к хвосту рейтинга — выпущенные российскими киностудиями: «А зори здесь тихие...» (ремейк 2015 года), «Овечка Долли была злая и рано умерла», «Недотрога» и «Кто я». А вот из зарубежных в первую половину списка попали всего лишь три ленты — «Аватар», «Красотка» и «Один дома-2».
В этой же связи любопытна и приведенная далее статистика, констатирующая отток зрителей с «большой тройки» крупных телеканалов, и, что совсем уж интересно, снижение спроса на новости — с 14 до 12%.
К чему это я? А вот к чему. Лет семь назад на телекинофоруме «Вместе» в Ялте, беседуя с легендарным диктором «Первого канала» Анной Шатиловой, я услышала из ее уст возмущение тем, что нынешнее поколение тележурналистов-новостников совершенно не заботится о нервах и здоровье своей аудитории. Уже тогда Шатилова предрекала отток зрителей, если ситуация не поменяется. «Как будто в нашей жизни перестали происходить позитивные события», — возмущалась она. Профессионал с огромным опытом и чутьем, Шатилова оказалась права. Все связано, и нежелание зрителей и дальше смаковать «изыски» катастроф различного калибра сказались не только на теле-, но и на киноаудитории.
По данным того же ВЦИОМа, россияне за несколько лет стремительно потеряли интерес к ужастиками, боевикам и детективам в кинотеатрах. Опросы, проведенные в 2010–2016 году, показали, что боевики перестали смотреть 62% россиян, фильмы ужасов — 69% от детективов отвернулись 44%. Вывод очевиден: уставая от постоянного ощущения тревоги в окружающей реальности, зрители хотят платить деньги за кино, позволяющее отдохнуть. «И возвращается ветер на круги своя…» Вот так незаметно набивший когда-то оскомину ГОСТ снова становится трендом, а киноцензура партийная сменяется внутренней цензурой зрителей. И, судя по всему, это происходит во всем — от возврата к блинам в сети «Теремок» до обращения к добрым, «по-ГОСТовски» позитивным фильмам, ставшим, как показало время, явлением культуры.