По словам Сергей Сергиевского из проекта «Живая вода», этот концерт - его первый опыт игры в темноте / Фото: Ксения Новоселова

Концерты в темноте: если не видеть музыкантов, музыка начинает звучать по-новому

Развлечения
По команде гида ты кладешь левую руку на плечо человека, стоящего впереди, и тут же чувствуешь тяжесть чьей-то ладони на собственном плече. И вот так, друг за другом шесть человек погружаются в по-настоящему кромешный мрак.

В четверг, 20 июля, в Государственном музее-культурном центре "Интеграция" имени Н.А. Островского на Тверской прошел очередной Концерт в темноте. В этот раз организаторы решили отправить своих гостей в бездну космоса, окружив их звуками гонга и тибетских поющих чаш. Музыку во тьме услышала и корреспондент «ВМ».

ВХОД В ТЕМНОТУ

Светлый зал постепенно наполняется людьми. К заявленному началу концерта здесь собирается порядка сорока человек. Зрители, готовые приобщиться к искусству в необычных условиях, недоумевают: до начала всего несколько минут, а сцена пуста – никаких инструментов, кроме классического рояля и большого плазменного экрана. В ответ на нем высвечивается: «Нет, концерт будет не здесь!»,

Все, ради чего в этот вечер люди оказались в центре «Интеграция», ожидает их в соседнем темном зале, куда гостей провожают незрячие гиды. В отличие от нас, они прекрасно ориентируются в полной темноте.

- Уважаемые гости, не надо переживать. В помещении абсолютно ровный пол, так что вы не сможете запнуться. Первые шесть человек, пожалуйста, следуйте за мной, - на пороге мрака слушателей встречает гид по имени Игорь. – Я иногда буду обращаться к замыкающему нашу группу. Я должен быть уверен, что никто не потерялся по дороге.

Прежде чем войти в темный зал, необходимо оставить снаружи все свои вещи. С мобильным телефоном и часами расстаться придется в обязательном порядке: единство темного пространства не должна нарушить ни одна вспышка света. Очки с собой тоже брать не стоит. Во-первых, смотреть в окружающей черноте не на что, а во-вторых, очки могут случайно упасть на пол. Увы, в этом случае их скорее всего раздавит кто-то из идущих следом за вами. И еще один момент: конечно же, на темноту стоит морально настроиться, но у нее на все ваши установки свой особый взгляд. Если вы отправляетесь во тьму впервые, она обязательно удивит вас.

- А я вижу, кстати, - парень, идущий следом за мной, говорит слишком громко, так что его страх становится практически осязаемым.

- Сереж, перестань, пожалуйста, - шипит его спутница, которую, кажется, зовут Ксения, и она замыкает нашу группу. – Ты ничего не можешь тут видеть. Это твои фантазии.

Я охотно верю девушке и даже киваю головой в знак солидарности, но ни она, ни ее друг, держащий меня за левое плечо, этого жеста увидеть не могут. Вокруг нас непроглядная чернота. Все, на что мы способны, - слышать друг друга и нашего гида. Он подводит нас к стульям, которые нужно найти наощупь, и мы рассаживаемся. Следом идут другие группы гостей. Люди заметно нервничают и становятся все более разговорчивыми. Кто-то начинает громко смеяться, кто-то переходит на очень отчетливый шепот, кто-то старается тут же обсудить с соседом все происходящее. Я поднимаю ладонь вверх, подношу ее к лицу… и ничего не вижу, ни единой линии. Мрак кажется густым и плотным, а от нарастающего гула голосов становится по-настоящему тяжелым. В этот момент начинается музыка.

- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и представьте, что вы находитесь на берегу океана, - говорит приятный голос откуда-то справа, я еще не знаю, что его обладателя зовут Сергей Сергиевский и он уже много лет преподает йогу. Сейчас это просто звук, сменяемый музыкой, которую морская волна создает, встречаясь с галькой на берегу. Постепенно безумная пляска мыслей в голове успокаивается, дыхание становится ровным, а в зале воцаряется тишина. От звучания поющих чаш и гонга желание говорить угасает, а внутри появляется чувство полного покоя, которое будет держаться еще долго после окончания концерта.

МУЗЫКА ЖИВОЙ ВОДЫ

Звон колокольчиков и гул гонга затихают, и гиды постепенно начинают выводить зрителей на свет. Всех предупреждают: глаза лучше опустить вниз, чтобы выход из темноты прошел безболезненно. Несмотря на то, что в коридоре перед залом царит полумрак, многим приходится прикрыть глаза рукой – после часового пребывания во тьме глаза становятся по-настоящему чувствительными.

Гости вновь собираются в светлом зале. Здесь их ждет знакомство с гидами и музыкантами уже воочию. И вот тут начинается сеанс обратной связи. Слушатели рассказывают о своих впечатлениях и заваливают музыкантов вопросами.

- Уже около двух лет существует наш музыкальный проект «Живая вода», - рассказывают Сергей Сергиевский и Денис Барышников. – Мы давно увлекаемся подобной этнической музыкой, к тому же преподаем в Школе йоги и используем поющие чащи, гонг и другие инструменты во время занятий. Для нас сегодняшний концерт – первый опыт игры в темноте, так что впечатлений довольно много, но очень сложно передать их словами. Это очень интересный и оригинальный опыт. Игра во мраке, конечно, несколько ограничивает наши возможности, зато знакомит с совершенно новыми для нас гранями восприятия мира.

Евгений Арнапольский, руководитель проектов «Концерты в темноте» и «Диалоги в темноте», рассказывает, что незрячие люди, которые приходят в проект, проходят огромную подготовку, чтобы легко ориентироваться даже во внештатных ситуациях / Фото: Ксения Новоселова

Сергей и Денис также участвуют в проекте «Музыка в метро», так что пассажиры столичной подземки могут услышать их довольно часто.

- Как правило, мы играем на центральных станциях серой ветки, - говорит Денис Барышников. – Нас можно встретить на «Полянке», на «Боровицкой» или в переходе от «Цветного бульвара» на «Трубную».

ЧИСТОТА ТЕМНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

История концертов в темноте началась еще в 2014 году, когда руководству центра «Интеграция» пришла идея создавать различные проекты совместно с людьми с ограниченными возможностями на высоком, профессиональном уровне.

- Тогда мы только начинали работу, - рассказывает директор центра Государственного музея-культурного центра "Интеграция" имени Н.А. Островского Алексей Володин. – Позже к нам присоединились наши друзья и партнеры из Московского продюсерского центра и проекта «Диалоги в темноте». Наши концерты начинались с русского фолка, а потом появилась площадка на Тверской, где мы хотели собрать очень творческую молодую аудиторию.

На сегодняшний день центр создал уже семь различных проектов. Концерты в темноте – один из них. Создатели называют его «огромным эмпирическим экспериментом» для всех участников процесса.

- Это уникальный формат для Москвы и всей России, - говорит директор Московского продюсерского центра Андрей Петров. – Насколько нам известно, ничего подобного никто до нас в нашей стране не делал. Когда мы начали прорабатывать концепцию проекта, столкнулись с тем, что у нас перед глазами просто не было опыта, на который можно было бы опереться.

Впрочем, роль первопроходцев пришлась создателям нового формата по вкусу. И работа пошла. К участию в нестандартных концертах приглашали представителей самых разных музыкальных направлений, чтобы посмотреть на реакцию публики.

- В этом деле есть один очень важный нюанс, - продолжает Андрей Петров. – Один и тот же музыкальный материал в темноте и при свете воспринимается очень по-разному. Так что перед каждым концертом мы проводим множество репетиций, а темнота раз от раза преподносит нам сюрпризы. Даже артисты, которые уже давно выступают на различных площадках и хорошо известны городу, в таких условиях раскрываются с принципиально других, новых сторон. И новая информация идет к нам не извне, как мы привыкли, а изнутри, потому что мы совсем иначе реагируем на музыку, не видя ничего перед собой.

Кстати, темнота в зале такая, какую никогда не встретишь в природе. Даже самый темный час перед рассветом светлее и спокойнее. Технология зала уникальна, так что создатели держат ее в секрете. При этом уверяют: зал отвечает всем требованиям безопасности, а гиды точно знают, как действовать в любой внештатной ситуации.

Евгений Арнапольский, руководитель проектов «Концерты в темноте» и «Диалоги в темноте», рассказывает, что незрячие люди, которые приходят в проект, проходят огромную подготовку, чтобы легко ориентироваться даже во внештатных ситуациях / Фото: Ксения Новоселова

- Когда незрячие люди приходят работать к нам, они проходят хорошую подготовку, - рассказывает Евгений Арнапольский, руководитель проектов «Концерты в темноте» и «Диалоги в темноте», - Если даже случится некая внештатная ситуация, наши гиды знают, как с ней справиться. Они полностью отвечают за безопасность зрителей в зале.

Концерты в абсолютном мраке помимо возможности узнать что-то новое о самих себе и испытать принципиально новые ощущения дарит слушателям шанс осознать: незрячие люди в этом мире – отнюдь не ограниченные неким недугом несчастные, на которых можно смотреть разве что с сочувствием и снисхождением. Попадая в их мир, в страну темноты, маленькими и ни на что не способными становимся мы сами. А вот ребята в темных очках, наоборот, прекрасно ориентируются в ситуации и без их помощи нам не обойтись.

- Как-то раз на юге я шел, держа за руку одного из моих детей, - говорит Евгений Арнапольский. - Проходивший мимо мальчик с детской непосредственностью выдал: «Ого! Слепого дедушку я видел, а вот слепого папу – никогда!». Общество до сих пор не знает, что незрячие люди живут с остальными на одной территории, точно также решают какие-то свои вопросы и проблемы, живут полной жизнью и ничем не отличаются в этом отношении от остальных. Мы всего лишь хотим показать: у нас совершенно равные возможности, а когда нечто рождается путем взаимодействия нескольких по-настоящему творческих людей, оно обречено на успех.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator