XXX церемонии вручения Национальной кинематографической премии «НИКА» в театре имени Моссовета в Москве. Режиссёр Александр Сокуров, ставший лауреатом в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова.XXX церемонии вручения Национальной кинематографической премии «НИКА» в театре имени Моссове / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Александр Сокуров: «Добро требует усилий»

Развлечения
Обладатель "Золотого льва" 68 Венецианского кинофестиваля и многих других международных и отечественных наград Александр Сокуров работает над художественным фильмом о Второй Мировой войне. Режиссер в течение восьми месяцев изучает в архивах, в частности, в одном из самых богатых архивов Госфильмофонда России кинохронику, документы. Александр Николаевич нашел день, чтобы приехать на закрытие 25-го юбилейного фестиваля "Окно в Европу". С "ВМ" Александр Николаевич делится правилами жизни.

"Если боишься - не делай"

- Нередко мне задают странный вопрос: "Не боялись ли вы экранизировать роман Гете "Фауст", ведь там Мефистофель?" Нет, не боялся. Считаю, что если у художника есть сомнения по поводу его работы, тем более, передачи великого произведения на экран или его постановки в театре, не надо за это браться. "Боишься - не делай", - говорю своим ученикам. В искусстве снисхождения быть не может. Это правило распространяется на всех, независимо от опыта, возраста и внутреннего состояния. Для режиссера очень важна воля. А также готовность идти на компромиссы ради результата. На компромиссы с актерами, которые нередко неадекватно себя оценивают, с операторами, которые, как правило, не отличаются скромностью ни в чем, да, со всеми. На разумные, дипломатические компромиссы.

"За все сердечно благодарю"

- Благодарность - великое качество. Тем более, если тебе протягивают руку помощи. Тем более, если ты в силу определенных причин не очень удобный человек. К счастью, в моей жизни, особенно, когда я только учился, были люди, которые отстаивали мое профессиональное и человеческое достоинство. Когда я сам взялся за педагогическую деятельность, понял, что надо стать перед солнцем, прикрыть молодой талант от палящего солнца, чтобы он в тени довел дело до конца. Не секрет, что для творческого человека, как правило, главными врагами являются его ровесники, коллеги по цеху. Многие творческие судьбы, увы, не сложились потому, что личности были раздавлены камнями своих же. Никогда не забуду каждое рукопожатие. Сердечно благодарю за все, что выпало на мою долю и сделало меня сильнее.

"Культура не может быть провинциальной"

- К сожалению, в России остались глухие провинциальные ямы. Наличие интернета в селах - еще не показатель качества культуры. Не понимаю: в чем виноваты люди, которые живут не в Москве, а в глубинке России, и почему они обделены кинотеатрами, выставочными залами, другими учреждениями культуры? Почему бы столичным художникам не отправится в так называемые провинциальные города и не поделиться своими знаниями, талантами? Я выпустил режиссерский курс в Кабардино-Балкарии, и мои ученики, которые неплохо о себя заявляют, не жители столичных городов, а провинции. Не люблю, не приемлю дух провинции ни в чем. Считаю, что культура не может быть провинциальной.

"Надо верить"

- У меня нередко спрашивают: "Во что вы верите?". Я верю в жизнь, в торжество жизни и верю в кинематографа. Если бы не верит, то не снимал бы кино, и не занимался бы подготовкой режиссеров. Через кинематограф можно много поправить и улучшить в мире. Зло существует и само по себе. Зло умеет распространяться в одиночку. А добро действенно, только тогда, когда прилагаются усилия. Нет усилий - нет добрых дел. Чтобы человек поверил в добро и стал делать добро, он должен соприкоснуться с добрым к себе отношением в начале пути. Государство и люди обязаны поддерживать молодежь для того, чтобы было больше добра. Во времена моей молодости отношение к начинающим было более доброжелательным. У нас, молодых режиссеров, было более комфортное положение, чем у нынешних.

Мы заслужили независимое кино

- Прошлый год проходил под эгидой "Кино", но нерешенных вопросов очень много. В стране нет национального проката, а без него все разговоры о развитии кинематографа бессмысленны. Считаю, что каждый фильм, на который были выделены деньги государства, то есть деньги налогоплательщиков, должен быть показан людям. Сеанс должен состояться даже если в зале всего пять человек. А вдруг среди этих зрителей будущий Шукшин или новый Тарковский? Большинство фильмов из федерального бюджета не доходит до зрителя. В стране отсутствует независимый от американского кино прокат. Отечественному кинематографу дали маленькое окошко среди бездны американской кинопродукции. Мы прокатывает американский конвейер. Разве наш отечественный кинематограф не заслужил независимого положения в своей стране? К сожалению, практически никто из губернаторов не поддерживает национальное кино.

Кино про Вторую мировую войну

- В настоящее время я работаю над фильмом о Второй Мировой войне. В начале хотел снимать документальную картину, но сейчас склоняюсь к тому, чтобы делать художественный фильм. Большего сказать не могу. В данном случае, боюсь слов. Хотелось бы снять картину о войне, и честную, и чтобы не обесценить человеческую жизнь. Я против того, когда показывают много крови, насилие, жестокость. Против потому, что если превысить меру, это приведет к девальвации жизни человека.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator