Актриса рассказала «ВМ», что помогает ей руководить Театром на Таганке / Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Ирина Апексимова: «Я не знала Юрия Любимова, и у меня появилась возможность действовать с чистого листа»

Развлечения
30 сентября, в 100-летие выдающегося режиссера, основателя Московского театра На Таганке Юрия Любимова, открывается Интерактивный музей, посвященный его жизни и творчеству.

Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова в интервью «ВМ» рассказывает о традициях, заложенных Любимовым, которые сегодня Таганка сохраняет и передает следующим поколениям артистов и зрителей.

- Ирина Викторовна, мы с вами беседуем в сильный дождь, грозу. Любите проявления стихии?

- Люблю грозу, но в начале мая. А сейчас понимаешь: скоро глубокая осень, потом зима, и только через восемь месяцев вновь увидим солнце.

- Вы выросли в Одессе. Именно поэтому любите солнце?

- Да, я очень люблю солнце. И Одессу люблю, вот только не была в ней уже четыре года. Последний мой приезд в город детства произошел в 2013 году.

- Вы принимали участие в работе Международного Одесского кинофестиваля. Тогда вы сказали, что ваш учитель Олег Павлович Табаков дал вам такую профессиональную и жизненную школу, что вам ничего не страшно. В то время вы еще не были директором театра На Таганке. Помогает ли вам Олег Табаков сегодня?

- Да, помогает. Действительно, Олег Павлович меня многому научил и продолжает учить. Со сложными вопросами обращаюсь за советом к своему наставнику.

- Ирина Викторовна, откройте секрет. Табаков, набирая учеников, акцентирует внимание на профессиональных качествах или на человеческих? Говорят, что среди воспитанников Табакова плохих людей нет.

- Для Олега Павловича главное – актерское дарование человека. Замечательно, если еще и человек хороший. Но человеческая составляющая, как мне кажется, не была главным критерием моего учителя в отборе учеников. Но я полностью согласна, что плохих людей среди учеников Табакова – нет.

- Олег Павлович собирался пригласить Юрия Любимова в Московский театр Табакова – на постановку спектакля «Свадьба Кречинского». Увы, не успел. Они были большими друзьями. А вы были знакомы с Юрием Любимовым?

- К сожалению, нет. Не довелось. Даже ни разу не видела его.

- Как вы думаете, это пошло на пользу вашему собственному руководству Театром на Таганке?

- Как ни странно, но так и есть. Если бы мы были знакомы, то мне было бы сложнее работать в его театре сегодня. Авторитет Юрия Петровича довлел бы. А так у меня есть право начинать с «чистого листа».

- Как вы распоряжаетесь театральным наследием Юрия Петровича на посту директора театра На Таганке?

- Наследие Юрия Петровича состоит из спектаклей, которые идут на сцене нашего театра, а также из огромного числа записей, книг, мыслей Любимова. Юрий Петрович был невероятно талантливым человеком, который оставил после себя очень много ценного. Режиссерам, актерам и даже искусствоведам есть чему поучиться у Юрия Любимова. Сохранилась особенная актерская манера, которую передал своим ученикам Юрий Петрович. Хотя он не учил по отдельной методике. Более того, он не был приверженцем одной театральной системы, он умело соединял несколько актерских систем в одну. Было бы неплохо продолжить любимовскую манеру игры.

- Какие события произойдут в Театре на Таганке к 100-летию Юрия Петровича?

- Главное событие - презентация проекции кабинета Любимова, созданная в фойе с помощью современных технологий, демонстрация touch-панелей, с помощью которых можно узнать историю Театра, посмотреть архивные фотографии и пройти виртуальную 3D-экскурсию по его цехам. Приглашаю всех читателей «Вечерней Москвы» в наш интерактивный музей.

- Ирина Викторовна, известно, что Юрий Петрович был очень требователен к актерам, и чтобы пройти у него кастинг, нужно было очень постараться. Известно, что Владимир Высоцкий сначала не произвел впечатления на Юрия Любимова…

- Я не люблю проводить кастинг. На мой взгляд, эта процедура унизительна для артиста. Самые опытные актеры на показах теряются. Есть вещи, в которых они лучше проявляются. Всех новых артистов брали в театр через проект «Репетиции». Когда понимали, что театр нуждается в актерах того или иного типажа, приглашали артистов поучаствовать в этом проекте. У них было время для того, чтобы прорепетировать свой показ.

- Вы играли в Московском Художественном театре – причем в спектаклях по классике. Кого из ваших партнеров вы считаете самым гениальным?

- Самый уникальный партнер в моей жизни – Андрей Мягков. Когда я первый раз играла в спектакле «Дядя Ваня» Елену Андреевну, благодаря Андрею Мягкову, его взгляду мне даже ничего играть не пришлось. Нужно было только видеть его глаза и все. У меня были прекрасные партнеры по сцене: Олег Ефремов, Елена Майорова, Наталья Тенякова, Сергей Шкаликов. В последнее время мой фаворит – Гоша Куценко. Без хорошего партнера на сцене просто невозможно находиться.

- Ирина Викторовна, какими качествам должен обладать современный актер, чтобы стать звездой?

- Сегодня для этого необходимо сниматься в кино. К сожалению, это единственное условие. Чтобы стать хорошим актером, нужно иметь призвание, дар божий и хорошего учителя, который научит играть на своем инструменте.

- Ваша дочь Дарья Николаева играет в Театре на Таганке главные роли. Одна из них – Нина в спектакле «Чайка». Как вы думаете, хорошо ли это для вашей дочери – играть под руководством мамы?

- Для Дарьи, на мой взгляд, это не очень хорошо. Представляете, какое количество негатива она получает со стороны только из-за того, что он моя дочь? Но поскольку театру нужна была молодая героиня, а всем моим артисткам за 30 лет, я не стала обманывать себя и пригласила Дашу, выпускницу Школы-студии МХАТ. Я не стала поступать, как многие режиссеры: зачастую они изначально знают, кто будет играть главную роль, но приглашают на кастинг половину Москвы.

- Не приемлете лицемерия?

- Я – достаточно прямой человек. Считаю, что играть нужно только на сцене, а не в жизни. Игр в живой действительности очень не хочется. Бывают ситуации, когда необходимо прибегнуть к игре и некоему лицемерию, просто необходимо. Это всегда очень неприятно. 

- Ирина Викторовна, главное оружие руководителя Театра на Таганке - дипломатия?

- Есть ситуации, когда нужно быть дипломатом, а есть, когда не нужно.

- Если говорить без ложной скромности, вы – дипломат на посту директора театра?

- Если учесть, что мне удалось «разрулить» сложную ситуацию после ухода Юрия Петровича и оставить архив в нашем театре, хотя это было непросто, наверное, я – дипломат. Театр На Таганке оставил все наследие Любимова у себя. С Каталин Любимовой, вдовой Юрия Петровича, у нас прекрасные отношения.

- Вопрос в лоб: что в вас есть такое, что именно вы стали директором легендарного театра?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Знаю одно – в жизни каждого человека выпадает та сложная ситуация, с которой он сможет справиться. Испытание по силам. Видимо, руководство Театром на Таганке – по моим силам. В какой-то мере, это испытание, но в большей части – подарок. Когда выходят хорошие спектакли на Таганке и зритель счастлив, то это огромное удовольствие.

- У вас замечательная премьера «Эльза» в постановке Юлии Ауг. Режиссер рассказала в интервью «ВМ» о том, что руководство театра ни на чем не экономило, и что для работы были созданы все условия.

- Я люблю, когда все хорошо и качественно в силу тех или иных возможностей. Приходится экономить. Но только не на спектаклях.

- Пост директора не сделает вас более жестким человеком?

- То количество сложностей, с которыми я сталкиваюсь, сделали меня закаленной. Это – не жестокость, а то самое знание, которое рождает печаль. Все хорошее меня очень радует.

- С актрисами-интриганками вы боретесь?

- Я не первый день в театре. Мое детство прошло в театре Оперетты, и я столько всего видела с юных лет! Я знаю, как надо жить в театре. Актрисам отвечать не надо. Актеры не всегда отвечают за свои вспышки эмоций. Если говорить о людях, которые пишут гадости, то мне их жалко – и я не реагирую на их действия.

- Вы способны влюбляться?

- Конечно! Я – женщина. Я люблю влюбляться. Любовь помогает лучше себя чувствовать, лучше выглядеть.

- Поддерживаете ли вы отношения с бывшим мужем Валерием Николаевым?

- Разумеется. Валера – очень хороший человек, очень добрый. С каждым человеком в жизни может произойти все, что угодно. Никто ни от чего не застрахован. Мерзость ситуации с Валерием во многом заключалась в "жареных" фактах, которые так любят наши СМИ. Если бы Валеру не уничтожали средства массовой информации, когда с ним случилось несчастье, ему было бы легче его преодолеть. Сегодня Валера в прекрасной форме – он работает, снимается, играет в театре.

- Какие премьеры вы готовите для зрителей с учетом юбилейного года основателя театра Юрия Любимова?

- «Старший сын» по пьесе Вампилова. Спектакль получается очень интересный – тонкий, светлый. Готовим авантюрный проект «Басня», который ставит балетмейстер с мировым именем Андрей Кайдановский. Андрей – сын великого артиста Александра Кайдановского. Спектакль в прямом смысле рождается на глазах. Это первый хореографический спектакль на сцене театра На Таганке.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram! 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Собянин: Ремонт Театра на Таганке завершен к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова

В рамках своего визита мэр открыл новый интерактивный музей, который посвящен театральному режиссеру Юрию Любимову. Центральным элементом нового музея стал кабинет режиссера. В нем представлены мемориальные экспонаты: мебель, фортепиано, настольные лампы, гитара Владимира Высоцкого, книги Любимова, а также стены кабинета, расписанные от пола до потолка автографами Андрея Вознесенского, Андрея Тарковского, Артура Миллера, Лоуренса Оливье и многих других. (далее..)

amp-next-page separator