Максим Севриновский в роли писателя Сергеева. Сцена из спектакля "Городок / Фото: Пресс-служба Театра имени Вахтангова

«Сергеев и городок» - о жизни под минутными домами

Развлечения
Разве что ленивый не упрекал самый успешный, самый мировой российский театр имени Вахтангова в игнорировании современной драматургии. Вахтанговцы ответили, как всегда, красиво и победоносно. Инсценировав провинциальный роман «Сергеев и городок» лауреата главных литературных премий страны Олега Зайончковского, театр Вахтангова убил сразу двух, а может быть, трех зайцев.

Первый - активный, злобный, который бегает по общественным советам, комитетам, собраниям и наговаривает на вахтанговский театр, что тот «Отстал от времени, не откликается на злобу дня и тем самым равнодушен к действительности».

Второй заяц - хитрый, мудрый, не желающий бежать впереди паровоза, как некогда, «задрав штаны бежали за комсомолом».. Этот заяц - живет в театре Вахтангова с момента его создания и предпочитает классику - русскую и зарубежную - политическим, как правило, временным пьесам.

А третий возможный заяц - мистический, пришедший из таинственной пушкинской биографии, - заяц, который якобы перебежал поэту дорогу и не дал ему доехать до Сенатской площади.

Друзья Пушкина по Царскосельскому лицею - Пущин, Кюхельбекер, Вольховский были декабристами, а про Александра Сергеевича, как говорится, «история умалчивает». Во время учебы в лицее Пушкин написал большое стихотворение - послание «Городок», герой которого - сам поэт, - ранний двойник писателя Сергеева из «Городка» Зайончковского. Сергеев, которого играет Максим Севриновский, - такой же одинокий, неприкаянный и внимательный к чужим судьбам автор, как и Александр Сергеевич в своем «Городке». Между прочим, Сергеев в спектакле читает стихи. Правда, поэтом 20 и 21 веков. Читает Дмитрия Пригова. Сам Сергеев - и поэт, и прозаик, и участник событий, и наблюдатель. Городок, где он живет и творит, по сути, остался тем пушкинским городком - тюрьмой, с «дураками и дорогами», который классик описывал всеми жанрами. Все то же самое - только появился новый класс - рабочий железной дороги, и царские тюрьмы дополнились лагерями.

Писатель из Подмосковья Олег Зайончковский - потомок старинного дворянского польского рода, и горький польский след присутствует в его «Городке» и в постановке Светланы Земляковой. Соседка Сергеева - Любовь Петровна (Мария Бердинских) на самом деле - полька Яблина. Она выросла в детдоме, а ее отца - польского интеллигента, расстреляли в годы репрессий. Судьба этой одинокой, странной и свободолюбивой Любы - Яблины не сладкая. Она пьет с Сергеевым водку, и рассказывает о том, через какие испытания ей пришлось пройти, чтобы тайно, под чужим именем, доживать свой век в «Городке».

Правда не у всех такая беспросветная жизнь, как у Любы и других обитателей «Городка». Старший сын Бабакина в новелле «Пиджак» становится моряком, плавает за границу и на жизнь не жалуется. Только вот американский пиджак, подаренный младшему брату, не лучшим образом влияет на судьбу молодого человека. Его называют стилягой, не берут в техникум, он идет служить, а после армии возвращается в родной «Городок» чернее тучи. В «Городке» нет счастливых людей, разве только один Сергеев. Да, и то потому что у него есть перо, бумага и в голове - свой «Городок». Пушкинский городок. Городок свободы и гармонии, о котором мечтал поэт в Царскосельском лицее.

Гоголь в своей статье писал «Пушкин - есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». 200 лет прошло, и пока не совсем ясно - родился ли этот пушкинский человек в результате просвещения и гуманизма? Вряд ли. Слишком много перемен произошло с тех пор, которые не мог предвидеть даже проницательный Гоголь.

Театр Вахтангова поставил спектакль «Городок», в котором и классика, и современность, и прошлое, и настоящее... Впрочем, время в нем - застывшее, вечное. Ученый, астрофизик Николай Козырев открыл теорию, согласно которой «время - это энергия». Андрей Вознесенский в посвящении к Козыреву написал:

Живите не в пространстве, а во времени,

Минутные деревья вам доверены,

Владейте не лесами, а часами,

Живите под минутными домами,

И плечи вместо соболя кому-то

Закутайте в бесценную минуту.

Какое несимметричное время!

Последние минуты - короче,

Последняя разлука - длиннее...

Килограммы сыграют в коробочкую

Вы не страус, чтоб уткнуться в бренное.

Умирают - в пространстве.

Живут - во времени.

*Курение вредит вашему здоровью

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator