Юлия Ауг: Научитесь не завидовать
«Вечерке» актриса рассказала о своей работе в новом фильме и о том, почему предпочитает жить подальше от соседей.
—Юлия, сейчас снимается много комедийных сериалов, но далеко не все они становятся популярными. Вы знаете рецепт — что станет смешным, а что нет?
—Природа смешного — самая загадочная, которая вообще есть в искусстве. Я, например, точно знаю, что все будут смеяться, если бросить тортом в лицо или поскользнуться на банановой корке. А все остальное — загадка.
—Какие комедии вы считаете образцовыми?
—Сложный вопрос… Пожалуй, назову фильм «Веселые ребята» — для меня это идеальная комедия.
—Стоит ли делить юмор на простой и интеллектуальный? Или он для всех один?
—Думаю, от разделения никуда не денешься. В комедиях Шекспира есть юмор, адресованный высшему сословию, и юмор для кокни, черни, городского люда. В античной комедии тоже существует подобное разделение. Вообще в античной драматургии комедия всегда считалась низким жанром, трагедия — высоким. А драма — это так, посередине, ее все смогут понять.
—В фильме «Соседи» коллизия крутится вокруг зависти деревенской семьи к городской. Вам чувство зависти знакомо?
—Я не испытываю зависти уже очень давно. Еще в глубокой юности я поняла, что зависть — это самое разрушающее чувство. И прямо научила себя не завидовать. Я, наоборот, радуюсь за людей, у которых что-то случается, получается. Когда ты начинаешь завидовать, ты сам себе закрываешь все возможности.
—А как бороться с завистью?
—С завистью надо не столько бороться, сколько учить себя радоваться за людей. Борьба — это что-то жесткое и разрушительное. В юности я занималась айкидо. И принцип айкидо — уйти с линии атаки, сделать шаг в сторону, а не дать жесткий отпор. Потом смотришь, как мимо тебя пролетает соперник, и даешь ему такого… пенделя! И он сам становится жертвой своей же агрессии. Во-первых, это очень правильный принцип для жизни. Во-вторых, мне кажется, что это и есть принцип комедии, когда ты некоему персонажу даешь возможность упасть в ту яму, которую он вырыл для другого. Поэтому не надо завидовать. Надо уметь наблюдать. Чем ты спокойнее, тем больше в тебе силы — не физической, а кинетической, силы энергии.
—Между тем об актерской зависти ходят легенды...
—С таким же успехом друг к другу ревнуют и учителя, да кто угодно! То есть это не профессиональная деформация, а личностная, человеческая.
—А у вас с соседями были сложные ситуации?
—В свое время я уехала от окружения людей в лес. С 2008 года стараюсь жить не слишком публично. Я ведь эстонка, так вот у нас есть хорошая поговорка: «Сосед должен быть за лесом». Долгий опыт жизни в общежитиях научил меня тому, что надо трепетно охранять свое личное пространство.
—Актерская работа не сахар. Вы отговаривали дочь Полину от решения стать актрисой?
—Нет, не отговаривала. Зачем? Она и так все прекрасно видит и сама должна принимать решение.
—Вы не только актриса, но режиссер и сценарист. Почему не остановились на актерском образовании, а продолжили учиться?
—В какой-то момент мне стало тесно в актерских рамках, захотелось придумывать свои миры, что я сейчас и делаю. Жизнь складывается по-разному: до 2011 года я плотно не снималась, и была возможность постоянно заниматься режиссурой. Потом из-за непрерывных съемок режиссуру пришлось отложить. В 2012 году я поставила спектакль в Эстонии, а следующий — только в 2014 году в Красноярске. Сейчас я стараюсь ставить два спектакля в год, снимать несколько клипов — нельзя терять навыков. Театральные и телевизионные технологии сегодня невероятно быстро развиваются. Если отойти, сделать шаг в сторону, заниматься чем-то одним, то просто вылетишь из потока.
—Из множества ваших ролей какая вам ближе, дороже?
—Мне очень важны роли, которые заставляют душу трудиться. Пафосно сказано, но это правда. Есть роли, которые ты можешь сыграть, просто опираясь на профессиональные навыки. А есть те, что меняют тебя как личность. Вот такие я очень люблю! И их много: в фильмах «Овсянки», «Интимные места», в сериале «Екатерина», в «Ученике»… И в фильме «Враги», который почему-то редко упоминают.
—У вас насыщенный рабочий график. Что для вас идеальный отдых?
—К моему величайшему сожалению, идеального отдыха у меня не было уже лет 10… Бывает, что выкраиваю три дня, улетаю в Черногорию или на Кипр и, не приходя в сознание, лежу на пляже. Но это не идеальный отдых. Это пауза, позволяющая привести себя в чувство. Идеально — это когда ты путешествуешь дней десять: смотришь, впитываешь, узнаешь новое, открываешь какие-то места, ходишь в музеи, соборы... Очень важно побывать в театре, потому что культура страны постигается через театр.
—А телевизор успеваете смотреть?
—Моя мама, ей 87 лет, живет в Эстонии, но приезжает и гостит у меня месяца по три. Каждый раз, перед тем как приехать, она обязательно интересуется — работает ли телевизор? А вот я предпочитаю смотреть фильмы в кинотеатре. К счастью, есть ночные сеансы, и мы с дочерью часто на них ходим. А сериалы я скачиваю и смотрю, когда еду в поезде, например. Из телепрограмм мне нравится передача Миши Козырева Playlist на канале «Дождь». Люблю «На ночь глядя» Бермана и Жандарева. Они невероятно точные интервьюеры, уважают собеседника и тщательно работают с материалом. Нравилась программа Юли Меньшовой «Наедине со всеми», жалко, что ее больше нет. Ну и, конечно, образовательные программы на канале «Культура».
ДОСЬЕ
Юлия Ауг родилась 8 июня 1970 года в Ленинграде, детство и школьные годы прошли в Нарве (Эстония). В фильмографии актрисы около 50 ролей в фильмах и сериалах, 10 театральных работ, сделанных ей в качестве режиссера. Также Юлия Ауг успешно работает как режиссер музыкальных клипов.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!