Россия. Москва. 13 февраля 1994 г. Певец Александр Ведерников во время выступления в доме-музее Ф. Шаляпина в Москве / Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС

Умер Александр Ведерников - звезда Большого театра

Развлечения
Тот, кто хотя бы раз слышал голос Александра Ведерникова, не мог его ни забыть, ни перепутать с каким-либо другим. В нем была сила и магия - фантастическая. Что еще? Все оттенки чувств, от страданий до радости. Размышления и печали. Надежда и свет... Он был уникальной одаренности исполнителем. Александра Филипповича Ведерникова не стало 9 января 2018 года. Он скончался через две недели после 90-летнего юбилея.

Мальчик из деревеньки Воробьева Гора из-под Вятки, познавший все тяготы непростых 1920-х, был многосторонне и разнообразно одарен. Во время войны он учился в Коркинском горном техникуме - есть ли что-то более далекое от оперы? И посещал он там не музыкальный кружок, а местную студию изобразительного искусства. Но этот семейный талант было дано доразвить его сыну - позже. Дорожка же совсем молодого тогда Александра Ведерникова, может, и петляла вначале, но повела в свою, нужную сторону. И после учебы на горняка он отправился в Свердловск - штурмовать музыкальное училище.

Конечно, студент Ведерников поражал и потрясал педагогов. Природная сила голоса и артистизм - при всей внешней сдержанности - вызывали у профессионалов восторг. И уже в 1955 году за плечами у самородка и способного ученика осталась Московская консерватория, и его "с руками-ногами" "оторвал" Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, знаменитая "Мариинка". Он преданно служил ей три года и очень ее любил. Но в 1958 году не смог отказаться от предложения стать солистом Большого театра. Это было мечтой, выше которой не было ничего...

Александр Филиппович работал в Большом театре с 1958 года по 1990-й. И когда его отправили на интереснейшую стажировку в "Ла Скала", он грезил Большим. И всегда возвращался в него с трепещущим сердцем, где бы ни был - на гастролях ли во Франции или Ираке, Германии или Англии, Канаде или Швеции, Австрии или Финляндии. Ему рукоплескали везде - на всех концертах, которых у него было множество, его исполнением русских композиторов упивались во всех уголках мира и на всех континентах, а он возвращался в Большой. И когда его голос, глубокий, как бездонный колодец, мощный, как океан, и чистый, как родник, заполнял зал, бился в потолок, чтобы оглушить публику, - артист был счастлив абсолютно.

Педагогике он отдал то, что не отдал сцене - последнюю, сокровенную часть души. Он несколько лет был консультантом по вокалу ГАБТа, и ныне его ученики - солисты великого театра. Кстати, о душе... О себе и своих размышлениях о жизни он написал очень честно и полно в книге под названием "Чтоб душа не оскудела." Она у него и не оскудевала...

Тридцать с лишним дисков с записями романсов, арий и песен. Фантастические роли в Мариинке и в Большом. Феноменально сложившийся творческий дуэт с Георгием Свиридовым - они нашли друг друга и творили вместе невероятное. Георгий Свиридов, известный своей строгостью, говорил о Ведерникове: "Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. Но достаточно услышать, как он поет Шумана или Баха, чтобы убедиться, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов".

Ведерников как исполнитель мог все. Доказательство этому - и огромное количество поклонников, и награды, и список исполненных арий - их очень, очень много, и все они отменны и артистически не просто проработаны, а прожиты.

В 80 лет Ведерников вытворил еще одну невероятную вещь - вышел на сцену, дебютировав в партии Черевика в спектакле театра "Русская опера" "Сорочинская ярмарка". Он был великолепен. Как всегда, как и всю свою долгую и невероятно плодотворную жизнь на сцене. Великий артист. Не хочется говорить - был.

Светлая память вам, Александр Филиппович...

amp-next-page separator