Блудные сыновья Современника вернулись домой
Случайность или же закономерность, но режиссер Сергей Газаров и два исполнителя главных ролей - Михаил Ефремов и Иван Стебунов - вернулись на родную сцену после лет поисков себя.
Михаил Ефремов вернулся раньше всех в театральный дом, созданный его отцом, - Олегом Ефремовым, правда, он пока не в труппе, а в качестве "приглашенного артиста".
Сергей Газаров вернулся в "Современник" в качестве режиссера. В прошлом году он поставил "Амстердам" с Михаилом Ефремовым в главной роли, и сейчас - "Не становись чужим".
Сергей Газаров долго жил в США, и теперь уже можно сказать, обосновался в театре, где в годы молодости играл вместе со своей прекрасной женой - Ириной Метлицкой.
Иван Стебунов в течение двух лет руководил театром в Новосибирске, и в начале этого сезона вернулся в Москву, к Галине Волчек. Роль старшего сына Тедди, который и есть тот "чужой", который вернулся домой, - первая большая роль Ивана Стебунова после Новосибирска.
Возвращается Тедди со своей женой Рут (Елена Плаксина) из Венеции, в дом, который иначе как "семейкой Адамс" не назовешь. Глава дома - мясник Макс, которого играет Михаил Ефремов, - вылитая копия героя советско-литовского фильма "Долгая дорога в дюнах", - отца прекрасной Марты. Помните, с костылем в руках ходил старик, всех ненавидел, угрожал, и при этом считал себя королем мира?
Герой Михаила Ефремова некогда был суперменом, и настоящим главой семьи. У него была любящая жена, бизнес - мясная лавка, физическая сила и - хорошие дети. Но жена умерла, дети выросли, и стали превращаться в уродов, и ночью, как снег летом, является ученый сынок Тедди со своей женой, которую Макс не уважает.
Действие пьесы происходит в середине 60-х годов, в пригороде Лондона. Судя по пьесе, страшные люди жили в те годы в Британии. Прямо страшные. А в СССР в это время была "оттепель" - поэты сочиняли стихи, режиссеры снимали фильмы о любви и свободе, а певец "оттепели" Геннадий Шпаликов в это время написал свои пророческие стихи:
По несчастью или к счастью,Истина проста:Никогда не возвращайсяВ прежние места.Даже если пепелищеВыглядит вполне,Не найти того, что ищем,Ни тебе, ни мне.Путешествие в обратноЯ бы запретил,Я прошу тебя, как брата,Душу не мути.
У Шпаликова не было отца, к которому можно было вернуться. Его отец погиб в 1944 году на войне. Но Тэдди возвращается к отцу и к братьям, потому что по философии, которую он преподает, кровь не вода, и люди не должны быть чужими.
Драматургия Гарольда Пинтера - жесткая, радикальная даже для такого зубра, как Михаил Ефремов. Спектакль не вызывает доброй улыбки или радости. Он очень острый, неприятный по характеру и слогу, Это всегда больно, когда дети надолго уезжает из родительского дома, не пишут письма, и живут своей жизнью. Вдвойне больно, когда речь идет об отце и сыновьях. Мужские обиды гораздо больнее, чем женские.
Из спектакля невольно вытекает сравнение с нашими 1960-и, когда был "мир, труд, май" и даже некое дыхание свободы. Ничего этого в Англии середине 60-х годов не было. Сегодня трудно в это поверить, но в эти годы в Лондоне и в его пригородах были миллионы нищих. Тэдди уехал в Америку за хорошей жизнью, и получил ее, а вот его отец, братья остались в руинах былого благополучия, и озверели вконец.
"Современник" постоянно возвращается в 60-е годы, анализируя ту эпоху с разных ракурсов. "Современник" - дитя оттепели, который знал годы холода, нужды и равнодушия. Но сегодня в "Современник" возвращаются все сыновья, чтобы театр процветал и радовал публику.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Государственном театре Наций засияло солнце Нодара Думбадзе