Татьяна Карпова. «Нескучным был мой век...»
... Она родилась в последний перед революцией год в Харькове. То, что маленькая Танюшка будет актрисой, было для всех несомненно: она с детства устраивала "представления", а в тринадцать лет дебютировала в театре "Березиль" во вполне солидной роли. Маленькой актрисе рукоплескал зал, Танечка поняла, что без магии сцены ей просто не жить. Музыкальная, легкая, обаятельная, она отправилась учиться в Харьковский музыкально-театральный техникум. Но просто учиться и жить без сцены в это время упрямица не могла, поэтом параллельно с учебой Таня выступала на сцене молодежного рабочего театра "Темафор" (Театр малых форм).
В стране реформировался театр, и в 1934 году Таня рванула в Москву, сжимая в руках "корочки" об окончании техникума и Харьковского музыкального училища. Артистизм ее вопросов не вызывал, но... Она говорила с невыносимым "гхэканьем". Сдав экзамены во МХАТ, она бродила по Москве, мечтая о карьере актрисы, представляла себя на сцене, бредила ей. Но реальность оказалась горькой: ее взяли во МХАТ-2 только вольнослушательницей.
Оказавшись на курсе знаменитой актрисы Серафимы Бирман, признанного театрального теоретика и режиссера, Таня Карпова была счастлива. Но Серафима Германовна была очень требовательна. Она, родившаяся в Кишиневе, сама поборола когда-то легкий акцент, и теперь не хотела мириться с немыслимым харьковским говором своей студентки. Признавая достоинства вольнослушательницы, она через несколько месяцев указала Карповой на дверь - терпеть далее не желавшую меняться студентку она не хотела и не могла.
Таня рыдала сутками. Но потом взяла себя в руки и поняла, что отступить от мечты она не может. Тогда зачем жить?! И отправилась на курсы при Московском театре Революции, попав на курс великой Марии Бабановой. Тут ее приняли мягче, страх пропал, начались и сдвиги в плане говора - он стал мягче. А главное - у Танечки горели глаза. Она училась взахлеб, чем всех покоряла...
Через несколько лет ее взяли в Московский театр Революции, в 1954 году ставший Московским академически театром имени Владимира Маяковского. Таня, едва войдя внутрь театра, поняла, что полюбит его на всю жизнь и вряд ли когда-то сможет ему изменить. И не изменила. С ним была связана вся ее жизнь - и профессиональная, и даже личная. В 1947 году, еще совсем молодой, она стала Заслуженной артисткой РСФСР.
... Роли, роли, роли... Карпова снималась в кино, за всю жизнь сыграла в пятнадцати фильмах, но все-таки была стопроцентной театральной актрисой. Ее душа была полностью растворена в театре, каждый выход на сцену которого был для нее событием. За преданность и трудоголизм театр платил ей сторицей. Она сыграла на сцене театра Маяковского невероятное количество ролей - начиная со знаменитой Шурочки Азаровой, гертруды в "Гамлете" и еврипидовской "Медеи", заканчивая работами в современных пьесах - по Арбузову, Фадееву, Хикмету, Катаеву... Лиза в "Простых сердцах" Паустовского, Катрин в "Мамаше Кураж", Шура в погодинской "Лодочнице" или Леля в "Океане" Штейна - где бы ни играла Таня Карпова, каких бы разных и по характеру и накалу страстей, и по принадлежности к эпохе и статусу героинь не приходилось е воплощать на сцене, она справлялась с этим "на ура". Вечер к ее столетию не просто так был назван "Нескучным веком Татьяны Карповой" - она жила ярко и вкусно, не вынося безделья и лени, жила взахлеб, в хорошем смысле слова жадно. Впрочем, только так она и могла - жить...
Ее личная жизнь тоже оказалась богатой. Сначала она вышла замуж за главного художника театра - Константина Кулешова. Он был невероятно харизматичен и просто "сшиб" Таню своим натиском. Но во время войны их отправили в эвакуацию в разные города. И когда спустя какое-то время они встретились, Карпова уже была женой другого человека - режиссера театра Маяковского Сергея Майорова. Он был невероятно увлечен Татьяной. Да и красоты она была такой, что... Ему льстило, что жена-красавица производит на всех такое впечатление. Понимая, что Карпова его не любит, Сергей Арсеньевич все же пытался сохранить и укрепить этот брак. Но... Она не могла жить в иллюзиях, понимала, что ответной любви в ее сердце нет, и пара рассталась.
Третьим мужем Карповой стал распорядитель театра Дмитрий Долгопольский. Он был согласен на все, чтобы только сохранить эти отношения, верил, что рано или поздно в сердце роковой красавицы вспыхнет ответное чувство, но сердце Карповой оставалось холодным. Горячим был лишь темперамент - пара бурно выясняла отношения. Понимая, что запуталась, Татьяна Михайловна после очередного скандала запулила в супруга бутылкой боржоми, чем поставила точку и в этом браке.
А потом... Потом к ней пришла настоящая, глубокая любовь. Она обожала своего четвертого мужа - Евгения Александровича. Никогда она не играла так, как в этот период своей жизни, самый счастливый. Только на смену этому счастью пришло несчастье. Любимый Женя начал жаловаться на здоровье. Его мучили головные боли, потом начал периодами мутиться рассудок. Ради Жени актриса даже оставила сцену - чтобы ухаживать за ним. Но однажды трагедия все же случилась - он застрелился из собственного охотничьего ружья. Татьяна так и не поняла, отчего это случилось - по случайности ли, или Женя, любя ее, понял, что надо избавить любимую от проблем с ним... Решение было жестким. Больше Карпова замуж не выходила, поняв, что ее главным браком, самым долгим и бескомпромиссным, был, есть и останется Господин Театр.
... Пятьдесят спектаклей. Килотонны цветов. Память о любви, что так долго не приходила в сердце... Народная артистка СССР, лауреатка Сталинской премии (как и не понявшая ее Серафима Бирман!), любимица публики Татьяна Михайловна Карпова еще при жизни стала легендой театра Маяковского, его реликвией. Увы, это не спасло ее от несчастий в старости... Детей у Карповой не было, свою "трешку" в центре Москвы она после смерти мужа решила завещать внучатому племяннику. Однако молодой человек поторопился продать квартиру, и пожилой актрисе пришлось возвращать ее через суд. После такого предательства Карпова была близка к самоубийству. В последние годы за ней ухаживал совершенно чужой человек, подписавшийся на это ради квартиры - что, впрочем, не скрывалось. Тем не менее, он стал для нее самым близким человеком на этом свете. А больше всего на свете Татьяне Михайловне хотелось, чтобы она была нужной - хоть кому-то...
Нескучным и непростым был ее век. Светлая память...