Станислав Говорухин: При показах фильма снижалось число преступлений и... расходы воды
...На экране — послевоенная Москва. Банде «Черная кошка» противостоит отдел по борьбе с бандитизмом, руководимый Глебом Жегловым (В. Высоцкий).
«Володя Высоцкий, — вспоминает Станислав Сергеевич, — так хотел сниматься в этом фильме, что, можно сказать, был зачинателем идеи — сделать картину по роману Вайнеров. И очень волновался — утвердят ли его на роль Жеглова…» Первый день съемок пришелся на день рождения Марины Влади.
«Мы тогда были на даче друга, — продолжает режиссер. — И вот Марина уводит меня в другую комнату и со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». А Володя говорит: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!» Да, много потеряли бы зрители, если бы Говорухин сдался в тот вечер. Но он не сдался. И в итоге советские милиционеры получили к своему профессиональному празднику лучший подарок за все время существования правоохранительных органов.
В часы, когда шел фильм, преступность в стране сходила на нет. Но, несмотря на миллионные аудитории, на встречах со зрителями Говорухин иногда получал и нелицеприятные записки.
«Однажды пришла записка: «А стоит ли год жизни Высоцкого этой роли?» — вспоминает режиссер. — Вопрос коварный. Если бы год, который заняли съемки, он потратил на сочинение стихов, тогда ответ был бы однозначным: не стоит! Быть поэтом — таково было его главное предназначение в этой жизни! Но у Володи были другие планы, я знал их, и мы построили для него щадящий режим съемок, чтобы он мог побывать и на Таити, и совершить гастрольное турне по Америке».
Бывало и так, что Говорухин поручал снимать какие-то сцены самому Высоцкому: «Володя подумывал о режиссуре. А мне нужно было срочно ехать на фестиваль.
И я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.
Когда вернулся, группа встретила меня словами: «Он нас измучил!» Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашивала Володина неслыханная требовательность. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Зато на тонировке с ним было тяжело: актер должен точно повторить то, что говорил на площадке.
Володя бушует, выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону.
Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, и творческое нутро требует нового».
Не обошлось и без «иронии судьбы»: картина, которую смотрели миллионы, была причислена к «низкому жанру». На Всесоюзном фестивале телефильмов в 1980 году из 21 фильма-участника единственным, не получившим ни приза, ни диплома, ни премии, стал «Место встречи изменить нельзя».
Любимые цитаты из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Угостите даму спичкой, гражданин начальник.
Теперь Горбатый. Я сказал — Горбатый!
Самое дорогое на земле — это глупость, потому что за нее дороже всего приходится платить.
Ну и рожа у тебя, Шарапов.
Вор должен сидеть в тюрьме!
Кошелек? Какой кошелек? На, обыщи.
СПРАВКА
Станислав Сергеевич Говорухин (род. 29 марта 1936 года, Пермский край, СССР) — актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, политический деятель. Депутат Госдумы (с 1993 года), председатель Комитета Государственной думы по культуре.
Режиссер фильмов «Вертикаль», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Так жить нельзя...» , «Конец прекрасной эпохи »
За тех, кто в МУРе!
Преступники используют разные методы, чтобы побольше урвать у обескровленного войной государства.
Сотрудники Московского уголовного розыска ловят бандитов, грабящих магазины, не останавливающихся перед убийствами.
Демобилизованный офицер разведки Володя Шарапов (В. Конкин) под руководством начальника отдела по борьбе с бандитизмом Глеба Жеглова (В. Высоцкий) расследует убийство Ларисы Груздевой.