Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский Александр II. Фото снято между 1878 и 1881 годами / Фото: Википедия

Наследие императора-освободителя представили на выставке

Развлечения
24 апреля в Российской государственной библиотеке открылась выставка «Император Александр II. Воспитание просвещением». Она рассказывает о роли воспитания будущего императора Александра II на идеях гуманизма, оказавших большое влияние на его царствование, а также о личном вкладе царя-реформатора в культуру России.

В экспозиции будут представлены уникальные документы: подлинные дневники, письма, тетради, рисунки, учебные пособия великого князя Александра Николаевича, книги из его личной библиотеки. Отдельный раздел посвящен Политехнической выставке 1872 года в Москве, продемонстрировавшей экономические, технические, научные и культурные достижения империи. Кроме документов из фондов Российской государственной библиотеки в экспозицию вошли предметы из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного архива Российской Федерации, Политехнического музея, Государственного музея-заповедника «Царское Село».

О личности царя-реформатора «ВМ» рассказал кандидат исторических наук Николай Амплеев.

— Почему Александр — Освободитель? Потому ли, что крепостное право отменил, или изза того, что освободил Балканы?

— Для болгар, например, он освободитель, потому что избавил их от турецкого рабства, а для нас — потому, что освободил крестьян. И во всех дореволюционных учебниках он именовался не иначе, как «Александр-Освободитель». По всей Российской империи в его честь поставили около 800 памятников. В основном их воздвигали крестьяне в память о событиях 1861 года.

— Правление Александра II ознаменовалось беспрецедентными по масштабу реформами, получившими название «великих». Какая из них была главной, определяющей развитие России на многие годы?

— Император Александр II погиб в день принятия новой Конституции, а на самом деле — «Проекта Лорис-Меликова», который предусматривал лишь самые робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия. Идея проекта состояла в привлечении общественности к сотрудничеству с правительством, а представителей третьего сословия, буржуазии — к законотворческой деятельности.

— Все-таки за что убили Александра II?

— За то, что он был непоследователен. Он был человеком гуманным, а соображения гуманности при проведении реформ играют очень важную роль. Император хотел взаимной любви с народом. И при этом был самодержцем и понимал, что самый эффективный способ управления страной — это управление с помощью полиции. И этот контраст, с одной стороны, либеральных реформ, а с другой — произвол и безнаказанность полиции, создавал в конечном итоге то напряжение в обществе, которое и выливалось в деятельность народников и народовольцев.  

amp-next-page separator