В спектакле есть девочка Маша (актриса Мария Смольникова), которую почему-то называют Му-Му и которая главным образом сидит на сцене, по-собачьи сложа ручки и периодически издавая характерные собачьи звуки / Фото: Георгий Безбородов

Метаморфозы с «Му-Му» на сцене театра Наций

Развлечения
10 мая в Государственном театре Наций состоялась премьера - "Му-Му" в постановке Дмитрия Крымова. К 200-летия Ивана Сергеевича Тургенева один из самых интересных режиссеров современности (сын выдающегося режиссера Анатолия Эфроса, один из руководителей театра Школа Драматического Искусства) Крымов поставил убийственно-печальный рассказ о насильственной смерти собачки и горемычном крепостном Герасиме в жанре "комедии дель арте", в которой есть актеры, маски, символы, ассоциации и обязательный элемент хулиганства и отсутствия канонов.

В комедии дель арте есть только один закон - чтобы народ, то есть зритель, не скучал и не покидал площадку. На премьере в театре Наций все до единого смотрели на действо с неприкрытым интересном, оставаясь до конца. Время от времени к залу обращались с вопросами, правда, риторическими: "Вы же все понимаете, что происходит?". При этом всячески уводили от традиционного представления о Тургеневе и его прозе. Чтобы совсем не забронзовел Иван Сергеевич. А то ведь до чего дело дошло - даже у собачки Му-Му несколько памятников по миру (один даже во Франции), и об этом не без доли юмора (жанр - комедия) говорится в спектакле Крымова.

Ни один кинорежиссер мира не выбрал бы Алексея Верткова на роль Ивана Тургенева (кинематограф в постановке тоже фигурирует как альтернатива театру, причем кинематограф в лице Анджея Вайды). Вне всякого сомнения, ведущий актер Студии театрального Искусства Вертков - мастер, но ни одного внешнего сходства с классиком. Не будем описывать легендарную красоту Ивана Сергеевича, его высокий рост, стать и благородную бороду с сединой, чтобы сравнить со скромной, ничем не приметной внешностью Алексея Верткова, но театр не кино, которое добивается правдоподобия, а царство фантазии, юмора, импровизации, путешествия во времени.

Крымов в своей постановке совершает такие кульбиты с Тургеневым и с его героями, что зритель забывает - какой сегодня век, год и день. Спектакль называется "Му-Му", и собачка, ставшая жертвой жестокой барыни, что называется, "виртуально" проходит через всю постановку. Но есть еще девочка Маша (актриса Мария Смольникова), которую почему-то называют Му-Му, и которая главным образом сидит на сцене, по-собачьи сложа ручки и периодически издавая характерные собачьи звуки. По некой философии, несчастная Му-Му через 200 лет могла перевоплотиться в очаровательную девочку - племянницу театрального режиссера (его также играет Алексей Вертков и, судя по намекам, он и есть Дмитрий Крымов). Му-му все время задает "дурацкие" вопросы и путается под ногами. Собака считается умным животным, лучше других понимающим человека, но все же она - не человек.

Герасиму суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы / Фото: Георгий Безбородов

Девочка Му-Му в спектакле Крымова намного умнее и лучше Шарикова из пьесы Булгакова "Собачье сердце": все-таки ее не опытным путем превратили в человека, а прошло 200 лет цивилизации. Давно нет крепостного права, рабства, хотя многие люди по-прежнему безропотно выполняют приказы своих начальников и "топят", пусть не животных, но своих же коллег или конкурентов. Человек человеку - волк, и так было при Тургеневе, и осталось по сей день. Поэтому режиссер в качестве аллегории вывел на сцену не только собак разных пород, но и волка. Девочка Му-Му - или Маша - тоже живет среди волчьей стаи - за кулисами современного театра. Точнее, это даже не стая, а табор, где каждый вроде бы и участник процесса - создания спектакля, а в то же время - свободный художник с завышенными амбициями. А ведь так в театре часто бывает - все гении, и даже рабочие сцены, и режиссеру приходится находить подход к каждому члену команды, что он изо всех сил и пытается делать в приглашенном театре.

«А где же Герасим?» - спросит любопытный зритель. В левом углу сцены сидит и что-то делает. Герасим появляется самым первым и остается до конца. Ему суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы. И он невольно исполнит свою роль, как ее в произведении Тургенева исполнил крепостной немой мужик. Только если у Тургенева Герасим выполнял приказ хозяйки, причем самым странным образом (почему бы ему не уйти вместе с Му-Му, ведь все равно он ушел, а точнее, сбежал, и об этом группа "Несчастный случай" поет песню "За что Гераcим утопил Му-Му?"), то в спектакле происходит то, что, увы, нередко случается в нашей современной жизни - "ЧП". Мы же все живем в ожидании самого страшного, и оно происходит по некому Закону.

Девочка Му-Му - или Маша - тоже живет среди волчьей стаи - за кулисами современного театра. Точнее, это даже не стая, а табор, где каждый вроде бы и участник процесса - создания спектакля, а в то же время - свободный художник с завышенными амбициями / Фото: Георгий Безбородов

Нетрудно догадаться, что жертвой становится опять-таки "Му-Му". Теперь уже девочка Му-Му. Ну, не вписалась она в современную реальность. Хотя у нее есть и айпад, и дядя - режиссер, и она - москвичка (вспомним, что действие "Му-Му" происходит как в Москве, так и в деревне), и все-таки она - везде лишняя, всем чужая, неловкая, нелепая и неудобная. Поскольку Крымов взялся поставить все-таки комедию, то жалеть Му-Му так, как мы жалеем собачку в произведении Тургенева, не приходится. Уж очень она условна - девочка Му-Му - виртуальна, и больше - маска, чем человек. Она - как Буратино из сказки Алексея Толстого: мальчик-бревно. Или как Артемон из той же сказки - вроде пес, а вроде мальчик. В спектакле есть параллели с теорией Дарвина, которая была очень популярна во времена Тургенева и которую хорошо знал герой его романа Базаров. "Человек происходит от обезьяны", а значит, не так сильно мы отличаемся от четвероногих братьев.

Спектакль Крымова "Му-Му", несмотря на свою легкость, наполнен философией, историей и, конечно, литературой. Но в данном случае все серьезное, научное, - не на поверхности, а между строк.

Нельзя не сказать о замечательных актерских работах Алексея Верткова, Марии Смольниковой, Алины Ходжевановой, словом, всех. Впрочем, в комедии дель арте очень важен актерский ансамбль, и в спектакле Крымова он есть.

Герасиму суждено сыграть роль того самого оружия, которое должно выстрелить и убить. Именно оружия, а не убийцы / Фото: Георгий Безбородов

Некоторые найдут эту постановку несколько странной. Но для придирчивых и очень рассудительных Крымов приготовил много приятных сюрпризов, в частности, невероятной красоты декорации неба, грома и настоящий костер. Спектакль - зрелищный, забавный, но при этом не без философии, включая учение Маркса и Энгельса "Теория классов". Ну, и театр - это тоже не балаган, а целая наука, с элементами которой знакомит зрителя Дмитрий Крымов.

КСТАТИ

Обращение театра к классическим произведениям о собаках - не редкость. Юлия Пересильд недавно поставила в Пермском театре спектакль "Каштанка" по Чехову и сама сыграла Каштанку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Крымов, режиссер:

- У меня спрашивают: у вас актер Леша Вертков играет Тургенева, который пишет "Записки охотника", а к нему приходит настоящая Полина Виардо. Приходит из XIX века и говорит по-французски. А он ведь просто Леша Вертков! Но это ведь всегда так: возьмешься сыграть какого-то реального персонажа, например, Цезаря - придет реальный Брут и воткнет в тебя меч. Или как в комедии дель арте: играешь-играешь Арлекина, а потом решишься снять маску, а она, оказывается, приросла. Наша героиня - Му-Му. Она вроде бы ребенок, но сложный ребенок. Впрочем, она даже не Му-Му - ее зовут Маша. Она случайно оказалась в театре, где ее дядя - режиссер ставит спектакль по Тургеневу. Так что зритель, если он не читал "Му-Му" и не знает, почему утопили собаку, может спросить: "А где же Му-Му-то?".

amp-next-page separator