На фото: режиссер Алексей Балабанов на 69-м Венецианском кинофестивале / Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Роковой сценарий Алексея Балабанова

Развлечения
Старея, фильмы уходят с киноэкранов. Облетают, как пожелтевшие листья. В худшем случае  забываясь, в лучшем - обретая вторую жизнь на ТВ. Там им  сначала отводится прайм-тайм, а потом, постепенно, из лучшего эфирного времени их выдавливает нечто более актуальное, часто - сиюминутное.

И в этом смысле показательно и здорово, что РЕН ТВ не побоялся отдать два дня своего вещания, 18 и 19 мая, киноработам Алексея Балабанова, отдав таким образом дань памяти режиссеру, умершему уже пять лет назад.

Необычный, со своим взглядом, Балабанов стал, думается, главным режиссером постперестроечной России: именно он создал фильмы, отражавшие самые острые, болезненные гримасы 1990-х и миллениума.

Его правду иногда было крайне трудно принять, ибо она была слишком нелицеприятна. Все, от "Брата" и "Про уродов и людей" до шокирующего "Груза 200" поднимало в людях как волны восторга, так и приступы протеста; Балабанов загонял зрителей в западню с зеркальными стенами - из нее некуда было выбраться, она отражала человека и его метания без искажений, безжалостно. За 54 года Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных, - прилично, но и мало для такого колосса.

А самое горькое в том, что еще более интересными и многообещающими были его неосуществленные проекты. И все они - из серии тех, кто бесполезно перепоручать кому бы то ни было. Фильм Балабанова "Река" о прокаженных должен был стать событием, но погибла актриса, игравшая главную роль - Туйяра Свинобоева; не снялся "Американец" и фильм о бандитской молодости Сталина. И лента "Мой брат умер", в которой Балабанов хотел видеть Олега Гаркушу и Ренату Литвинову.  Без Балабанова этих фильмов не снять. Самое горько в этой констатации - необратимость этого "без".

Может показаться, что документальный проект "Роковой сценарий Алексея Балабанова", выпущенный РЕН ТВ специально к дате смерти режиссера, чрезмерно педалирует  мистическую составляющую его жизни. Но ее и правда было много. Смерть будто преследовала его - он не раз тонул, попадал в серьезные аварии на дороге, по молодости перегонял вертолеты в зону боевых действий в Сирии. И отовсюду он возвращался живым. И настоящую свою смерть он "предсказал" за полгода. В кинопроекте "Я тоже хочу" он умер ровно в той позе, в которой умер в фильме, даже портфель так же стоял рядом. Почему-то осознавать это страшно.

Сейчас его фильмы смотрятся как пророчества. В 1994-м на съемках фильма "Замок" он говорил, что Европу ожидает нашествие мигрантов и предупреждал - "потоки беженцев не приведут к хорошему!"... И на сороковой день после смерти режиссера в Вологодской области упала 200-летняя колокольня – та, к которой стремились добраться герои его последнего фильма "Я тоже хочу". Он снимал свои ленты про уродов в большей степени, чем про людей. но лишь потому, что искал в болеющем обществе мораль - хоть какие-то ее крупицы.

... Любить после смерти мы умеем лучше, чем до нее. В какой-то степени так произошло и с Балабановым, мастерство которого лишь спустя годы возводится в культ. Балабанов посвятил свою жизнь ломке стереотипов, стереотип своего восприятия ломает и РЕН, кующий свои дивиденды в основном на сумасшедших конспирологических теориях, пугалках и страшилках. Классный фильм о классном человеке. Жаль, посмертный...

amp-next-page separator