27 июня 2016 года.  Председатель комитета Государственной Думы РФ по культуре Станислав Говорухин во время второго этапа XV съезда партии «Единая Россия» в Москве / Фото: Антон Денисов/РИА Новости

Станислав Говорухин: «Всегда считал, что зритель умнее режиссера» 

Развлечения
Режиссер, сценарист, актер Станислав Говорухин умер утром 14 июня. Станислав Сергеевич был другом «Вечерней Москвы».

Он всегда шел навстречу нашим читателям, давая интервью, рассказывая о своих новых фильмах, комментируя события большой политики, поскольку был депутатом Государственной Думы. «Вечерка» неоднократно освящала деятельность режиссера на российских и международных фестивалях. Однажды мы даже встретились со Станиславом Сергеевичем в Болгарии, на Золотых песках, где его фильм «Артистка» получил «Зофлотую Афродиту» Международного фестиваля «Любовь – это сумасшествие». Но самым любимым фестивалем отечественного кино, на который он ездил каждый год, было «Окно в Европу» в старинном Выборге. Там его фильмы всегда получали приз зрительских симпатий. Ведь именно публика ждала каждую новую картину режиссера и очень была рада его приезду. К сожалению, в этом году ее кумир до него не дожил. 

Однажды мы шли со Станиславом Сергеевичем вдоль пруда в Выборге после премьеры его картины «Weekend», смотрели на кружащих над водой чаек, цветущие кувшинки и беседовали. Он курил свою трубку и, как сейчас помню, говорил о том, что «курить трубку – целая наука, причем довольно трудная, и, поскольку он ее освоил, отказаться от нее не может». Так и сказал: «Думаете, что курить трубку – это легко? Нет, это большой труд, наука».  

Курение во многом стало причиной смерти Станислава Сергеевича, но, как говорится в таких случаях: «Если бы знать!». В Выборге же он встречался со своим старшим сыном, который ушел из жизни раньше отца, - журналистом, писателем, режиссером и героем нескольких войн Сергеем Говорухиным. Оба они на фестивале «Окно в Европу» августовским вечером 2008-го за одним столом праздновали премьеры своих работ. Они были очень похожи – высокие, сильные, прямые, решительные, только у Сергея не было ноги – ее он потерял на войне. Младший Говорухин привез на фестиваль свой последний фильм «Никто кроме нас…», главный герой которого – военный журналист, и получил в награду Серебряную ладью «За мужество и верность профессии». А его отца отметили «Золотой ладьей» за «Пассажирку». 

27 октября 2011 года Сергея не станет. Он умер в возрасте 50 лет, и одной из причин скоропостижной смерти, по мнению отца, стало чрезмерное употребление никотина. В интервью «ВМ» после премьеры фильма «Weekend» Станислав Сергеевич признался, что смерть сына стала для него тяжелейшей утратой, подорвала его силы, но он все равно будет снимать кино, потому что у него нет времени на остановку.

- Увы, мне 80 лет, и у меня нет ни дня на то, чтобы ждать, когда я смогу снимать новую картину, - признался режиссер. 

Последние три фильма - «В стиле джаз», «Weekend», «Конец прекрасной эпохи» - Станислав Говорухин снял за шесть лет. Практически без перерыва. И в каждой картине он открыл новую звезду. В фильме «В стиле джаз» - Аглаю Шиловскую, в картине «Weekend» с участием Александра Домогарова и Екатерины Гусевой - Юлию Хлынину, а в последней работе, снятой по произведениям Сергея Довлатова, - Ивана Колесникова. «Конец прекрасной эпохи» получил главную награду российского национального фестиваля «Ника». Далеко не все члены академии проголосовали за ленту, но все признавали, что экранизация Довлатова – удалась и что Станислав Говорухин с возрастом не стал снимать хуже. 

В первую очередь, даже будучи депутатом, он оставался режиссером. Ежедневно, вплоть до тяжелой болезни, после заседаний в Государственной Думе Станислав Сергеевич ехал в свой кабинет на «Мосфильме» и работал над будущей картиной. Между прочим, он не использовал свои возможности государственного человека, чтобы выбивать государственные деньги на свои съемки. Все последние фильмы он снимал, привлекая продюсеров, и с весьма скромным бюджетом.

Премьеры тоже проходили очень тихо, без красных дорожек и звездных тусовок. Станислав Сергеевич терпеть не мог всю эту «звездную пыль». Считал себя человеком из другого времени, даже из другого века. В прямом смысле не разлучался с книгой. Где бы он ни появлялся – в его руке была книга, которую он читал. И так до конца своей жизни. В Выборге, например, представляя фильм «Пассажирка» по рассказу писателя XIX века Константина Станюковича, Станислав Сергеевич ходил в книжные магазины города и искал книги, которые еще не читал.

Он купил биографию Ван Гога «Жажда жизни» Ирвинга Шоу и о своем выборе сказал «ВМ». 

- В последние годы я рисую картины, и это занятие приносит мне огромное удовольствие. Если бы можно было выбрать профессию для следующей жизни (я в это не верю, но все же), то хотел бы стать художником, - признавался Говорухин. 

Режиссер был большим ценителем красоты. Он находил ее везде: в природе, в людях и, конечно, в искусстве. Все его картины – красивые, включая последнюю - «Конец прекрасной эпохи». Он был элегантным мужчиной – всегда в костюме, в белой рубашке. А вот с всемирной паутиной Станислав Сергеевич взаимопонимания не нашел. На мой вопрос, почему он не пользуется интернетом, ответил: 

- Мне это не нужно. Я – из мира книг (он – автор экранизаций романов Жюля Верна, Стивенсона, Агаты Кристи, братьев Стругацких и Сергея Довлатова – Прим. «ВМ»). Если бы у меня была потребность в интернете, я освоил бы это пространство, но у меня ее нет.  

Этот вопрос возник после нашего интервью в кабинете «Мосфильма», приуроченного к выходу в прокат ленты «Конец прекрасной эпохи». Я спросила адрес электронной почты, на который прислать текст на визу. Но Говорухин сказал, что «не знает адреса и доверяет своим коллегам-журналистам, ведь по первому образованию он журналист. 

- Я всегда верил и верю людям. Без веры в человека невозможно снимать кино, - подчеркнул режиссер.  Слово за словом, и наше интервью на «Мосфильме» продолжилось. Сегодня «ВМ» впервые публикует те фрагменты, которые не вошли в основную часть. 

- Станислав Сергеевич, вы открыли много звезд, которые когда-то были неизвестными. Как вы их находите? 

- Одних артистов надо искать, а других - не надо. А смотрю я много фильмов. Увидел Домогарова, Гусеву и подумал: «Хорошо бы с ними поработать». Пригласил в свою картину «Weekend». Хорошо, когда удается открыть новую звезду, но, во-первых, это должно быть не специально, с мыслью «Вот я открою новую звезду», а как бы нечаянно. Во-вторых, не в каждой картине это получается. Нахожу в театрах талантливых актеров. Кстати, я очень люблю ходить в театры. Да и сотрудники моей компании «Вертикаль» подсказывают имена молодых талантов. Нет у меня такой задачи – открывать звезд. Кстати, это ужасно, когда употребляют слово «звезда».  

- Вы же не будете отрицать, что Светлана Ходченкова, которая дебютировала в вашем фильме «Благословите женщину», - звезда? 

- Буду. Света – артистка, довольно неглупая, амбициозная. Признаюсь, я не был в восторге от того, что она превратилась в девушку модельной внешности, но это ее дело. Мы со Светой продолжаем работать. Недавно она снялась в моей продюсерской картине для детей и юношества «Дневник мамы первоклассника».  

- А какие задачи вы перед собой ставите, когда снимаете фильмы? 

- Хочу доставить удовольствие своему зрителю. Замечу, что мой зритель – такой же человек, как и я. Нормальный человек. Я же вам рассказал, что я – тоже зритель, который ходит в кинотеатры, в театры. Только мой зритель - очень отличный от сегодняшнего, который жует поп-корн.  

- Я была на съемочной площадке вашего фильма «В стиле джаз» и видела, как вы мобильно снимаете кино. Сегодня мэтры делают это у мониторов. А вы не сидели, давали команды, все сами расставляли на площадке, руководили деятельностью оператора… 

- А зачем мне сидеть на стуле? Разве у меня много времени впереди осталось? Я снимаю кино не для того, чтобы сидеть у монитора. Для меня кино – это вечное движение. Оно помогает мне оставаться в форме и чувствовать себя молодым человеком.  

- Какие у вас взаимоотношениям с критиками?  

- Отношений с кинокритиками у меня нет. Не прислушиваюсь к другим мнениям. Мой единственный критерий – нравится или не нравится зрителю. А это видно по реакции зала. Поэтому я езжу на фестивали, встречаюсь с публикой. Людей ведь не обманешь. 

- По праву вас считают народным режиссером? 

- Для меня это дорого – быть любимым народом. Я ведь сам из народа. Да и фильмы снимаю об обычных людях. Не люблю исторические костюмные фильмы, потому что волей-неволей где-то соврешь. А я не могу обманывать зрителя. Сегодня без рекламы нельзя прокатить картину, а у меня нет желания тратить огромную кучу денег на лживую рекламу. Все, что рекламируют, - как правило, вранье. Стараюсь жить не по лжи. 

- Отражается ли ваша политическая деятельность на творчестве? 

- Любая картина в той или иной мере - все равно политика. И разговоры о «чистом искусстве» - ложь. Если не собираешься вбивать гвоздем в голову зрителя какую-то идею, все происходит невольно. Но я всегда считал, что он умнее режиссера - сам разберется и сделает свои выводы. Если картина не дошла до сердца зрителя, в этом виноват только режиссер. Если ты не понял, то режиссер плохо рассказал. Каждый фильм снимаю, будто бы рассказываю историю. Это у меня от моей профессии – журналиста. Ведь для журналиста главное – простым, понятным, интересным языком поведать читателям удивительную историю.  

- Есть планы на новый фильм? 

- Я часто путаюсь в своих планах. Есть заготовки, и много. Постоянно работаю над сценариями. Я люблю писать гораздо больше, чем снимать кино.  

ПО ТЕМЕ

Cтанислав Говорухин: «Я не пользовался своим депутатским мандатом, чтобы снимать кино»

В 2016 году режиссер Станислав Говорухин ответил на вопрос «ВМ», помогает ли ему мандат депутата Государственной Думы снимать и продвигать его картины.

- Совсем не помогает. Прошло больше года со дня показа моего последнего фильма «Weekend» на кинофестивале «Кинотавр». И только в октябре следующего года он выйдет в прокат, и то ограниченный. Когда до зрителя дойдет картина по мотивам прозы Сергея Довлатова «Конец прекрасной эпохи», даже не могу предположить. Я снимаю фильмы для зрителя, а не для своего удовольствия. И для меня важно, чтобы их увидели люди, поэтому думаю о выходе в прокат. Но сегодня прокат российской картины, если в ней нет рекламы, спонсоров, а в моих фильмах этого нет, - почти невозможен. Это большая проблема и наша беда. Вторая проблема – гибель детского кинематографа. Я создал свою студию «Вертикаль» в 1967 году с одним желанием – экранизировать роман «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», что и сделал. Я снял несколько, на мой взгляд, неплохих детских фильмов, и мне больно, что мои коллеги отреклись от детского кинематографа. Не собираюсь мириться с этой ситуацией. Мне кажется, что моя студия сняла неплохой современный фильм для детей и юношества «Дневник мамы первоклассника» со Светланой Ходченковой в главной роли.

Моя деятельность на посту депутата Государственной Думы отнимает много времени и сил, и я думаю о том, чтобы уйти. Но я верил и верю в то, что будучи депутатом Государственной Думы могу быть полезным людям.

amp-next-page separator