Геннадий Рождественский. / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Прощай, человек-эпоха

Развлечения
19 июня Москва простилась с великим музыкантом и выдающимся просветителем Геннадием Рождественским.

Проститься с феноменальным человеком возрожденческой мощи в Обыденский храм пришло очень много людей, хотя по желанию близких церемония была абсолютно приватной. Сердце Геннадия Рождественского остановилось в субботу 16 июня на 88-м году жизни.

Последний год Геннадий Николаевич вел не публичный образ жизни: тяжелая болезнь, проблемы в Камерном музыкальном театре, у истоков которого он стоял вместе с великим режиссером Борисом Покровским и последние годы (с 1 сентября 2012-го) являлся его художественным руководителем – уготовили Мастеру серьезные испытания. Рождественский замечал, что на его музыкантском пути всегда было слишком много трудностей и потерь.

Михаил Кисляров, главный режиссер театра,  принимает поздравления / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Рождественский родился в Москве 4 мая 1931 года. Полушутя, полусерьезно, с тенью свойственного ему легкого кокетства, рассказывал, что не знает, почему стал дирижером, при этом вспоминал, что на его выбор профессии повлияла обстановка в доме матери — известной оперной певицы, солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской. И в 1954 году он окончил Московскую консерваторию по классу дирижирования у своего отца - Николая Павловича Аносова.

Благодаря таланту и чутью, помноженному на неукротимое, подвижническое стремление постоянно открывать что-то неизведанное, Рождественским была создана настоящая «звуковая летопись» ХХ столетия — весь симфонический Прокофьев и Шостакович, главные партитуры Стравинского, Губайдуллиной, Денисова и Шнитке, Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Яначека, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Рихарда Штрауса, Берга, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера, Орфа, Бартока, Бриттена, Цемлинского, Русселя, Виеру и других. Многие из композиторов прошлого столетия посвящали свои произведения Рождественскому.

Когда пятнадцать лет назад Мастер поставил в «Геликоне» оперу Яначека «Средство Макропулоса», хотелось верить, что он разгадал формулу своего «эликсира долголетия». Будучи по натуре удивительным интеллектуалом и непревзойденным коллекционером исполнений, Рождественский всякий раз умел найти, чем удивить и восхитить публику, снимая «гриф секретности» с какой-нибудь редкой, потерянной, забытой партитуры.

Потом, уже много позже, в феврале 2014 года, состоялась последняя премьера Геннадия Рождественского в его самом любимом театре – Большом, где он дебютировал в 1951 году, продирижировав балетом Чайковского «Спящая красавица». Это была «Царская невеста» Римского-Корсакова. Только в Большом театре на творческом счету Рождественского около сорока балетов и опер.

Опера «Сервилия» в пяти действиях к 85-летию руководителя театра Геннадия Рождественского в камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского на Никольской улице. / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Достижения и заслуги великого музыканта высоко оценили во многих странах мира. Среди его почетных званий и наград: Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Лауреат Государственной премии России, Кавалер японского ордена Восходящего солнца и Офицер французского ордена «Почетного легиона». Кавалер болгарского ордена «Кирилла и Мефодия», Почетный командор ордена Британской империи, Почетный член Шведской королевской академии и Почетный академик Английской Королевской академии музыки.

Еще Геннадий Николаевич был выдающимся педагогом, профессором Московской консерватории. Им воспитана плеяда интересных музыкантов, не только дирижеров, но и певцов разных поколений. Его книгами — неизменно глубокими, философичными и невероятно увлекательными зачитывался абсолютно любой человек. Геннадий Рождественский был беспримерным подвижником музыки, бесконечно преданный своему делу.

Светлая память Мастеру…

amp-next-page separator