Спектакль — продолжение эксперимента Никиты Михалкова по созданию нового жанра, попытки соединить на сцене сразу два вида искусства — театр и кинематограф / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Знаменитый режиссер одним спектаклем помирил и объединил двух рассорившихся гениев отечественной литературы

Развлечения
9 июля состоялась премьера дипломного спектакля Академии кинематографического и театрального искусства. Зрителям была представлена постановка «Метаморфозы-3: Враги».

Этот спектакль — продолжение эксперимента Никиты Михалкова по созданию нового жанра, попытки соединить на сцене сразу два вида искусства — театр и кинематограф. Найти между ними не просто точки соприкосновения, параллели, но сделать так, чтобы обе магии — экрана и сцены — сплелись в одну гармонию, в одну историю, в одну мелодию.

Перед спектаклем в общении со зрителями Никита Сергеевич сказал, что главной своей задачей видит «создание атмосферы».

— Это очень тяжело — создать атмосферу, — считает Михалков. — Везде — на сцене, в кино, в семье, в стране. Везде важна атмосфера.

Еще одна сверхзадача, которую пытается решить режиссер в этом спектакле, — соединить в единое целое прозу двух больших русских писателей: Антона Чехова и Ивана Бунина. Кстати, в свое время эти гении русской литературы дружили, но однажды крепко поссорились. Бытует неподтвержденная легенда о причине разлада: однажды Бунин в письме к Чехову пожаловался на одолевающую его депрессию, на что Антон Павлович ответил: «А вы поменьше водки пейте». Поэтому для сценического воплощения режиссер взял произведения, где присутствует тема пьянства.

Первая часть спектакля состоит из инсценировки рассказов Ивана Бунина. Вторая — из рассказов Антона Чехова.

Уверенной рукой опытного режиссера Никита Михалков создает в первой части постановки то вольготную атмосферу Парижа, то суету, царящую на большом пароходе, плывущем по Волге. В спектакле используются большой киноэкран, инсталляции, много внимания уделяется световому оформлению.

И уже через некоторое время зритель перестает различать, где на сцене актеры, а где их изображения. Живая и неживая материи сливаются друг с другом, создавая единую ткань повествования, одну партитуру и историю гибели великой империи и бегства людей из страны.

Во второй части спектакля спецэффектов меньше, зато она по-чеховски более драматична. Хотя юмора и иронии здесь тоже немало. В целом Михалкову и его актерам удается показать, что Чехов и Бунин при абсолютной противоположности характеров и мировоззрения — два друга, два художника, которые болеют за судьбу России. Но их боль — разная.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Яцко, преподаватель Академии Никиты Михалкова:

— Для меня очень важно, что выпускники академии имеют возможность найти хорошую работу в столичном театре, кино. На дипломные спектакли приходят руководители театров, режиссеры и предлагают им работу.

amp-next-page separator