Фото: «Вечерняя Москва»

Главному инженеру Москвы Владимиру Шухову 165 лет

Развлечения
Сегодня, 28 августа, исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося ученого, инженера Владимира Григорьевича Шухова. Специально к этой дате мы поговорили с писателем, историком, лауреатом Горьковской литературной премии Александром Васькиным, который написал первую биографию легендарного советского конструктора в серии «Жизнь замечательных людей».

Шухов безмерно много сделал для Москвы. Радиобашня на Шаболовке — лишь одно из его воплощенных и наиболее известных творений. На самом же деле подлинного Шухова мы не знаем, ибо для Москвы, для России, для мира он сделал очень много, а его идеи до сих пор используются современными инженерами и конструкторами. Первый российский нефтепровод, крекинг для получения бензина, гиперболоиды, паровые котлы, резервуары, сетчатые перекрытия, водопровод, мосты и нефтеналивные суда, мины и батопорт, а еще — самое высокое сооружение в России. С трудом верится, что все это и многое другое придумал один человек — Владимир Григорьевич Шухов. Как его только не называют — русский Леонардо, человек-фабрика, наш Эйфель, универсальный гений, рыцарь Серебряного века. А он был прежде всего русским инженером, обладавшим уникальными способностями и талантом, изобретения которого покорили временные и географические пространства, определив развитие мировой научной мысли на много лет вперед. Каким он был в жизни, кого любил, чем увлекался, как жил и творил при царях и большевиках и почему, несмотря ни на что, остался в России, шестьдесят лет проработав на одном месте.

Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Шухова с полным основанием можно назвать главным инженером Москвы, так как столько, сколько сделал для Первопрестольной он в инженерном деле, не сделал никто. Водопровод, канализация — эти важнейшие системы жизнеобеспечения городской жизни возникли при прямом участии Владимира Григорьевича. Но это одна сторона медали. А вот и другая: ко всем крупнейшим московским стройкам конца XIX — начала XX веков он имел непосредственное отношение как автор инженерной части (и не только каркасов и перекрытий!). Какое здание той эпохи ни возьми, везде мы видим почерк Шухова. Всего он создал для Москвы более 60 конструкций, многие из которых до сих пор служат людям. Доказательство тому — ГУМ и Петровский пассаж. А был еще и третий пассаж, перекрытый Шуховым, — Голофтеевский, стоявший на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Но и ко всем известному ЦУМу Шухов тоже приложил руку. Работал он и над инженерной частью здания Московского художественного театра в Камергерском переулке. В том же направлении, что и работа для МХТ, то есть на благо отечественной культуры и просвещения, сосредоточились усилия Шухова в проекте Музея изящных искусств имени Александра III (современный Музей изобразительных искусств имени Пушкина. — Прим. «ВМ»). Яркая страница в московском творчестве Шухова — проект стеклянного перекрытия гостиницы «Метрополь» в Охотном ряду, над которым он работал в 1898–1899 годах.

Работа Владимира Шухова с архитекторами, придерживавшимися порою диаметрально противоположных направлений в зодчестве, — Клейном, Шехтелем, Померанцевым, Кекушевым, Щусевым — характеризует не только его новаторский талант, но и большой художественный вкус, позволяющий вписать свой вклад в общее произведение, не нарушив единого замысла. Ни разу никто не упрекнул Шухова в несовпадении его инженерных решений с замыслом архитектора, будь то самые разные по предназначению здания — Высшие женские курсы на Малой Пироговской улице, операционный зал Главного почтамта, картинная галерея для Московского училища живописи, ваяния и зодчества, покрытия банка Полякова на Кузнецком мосту (еще одна фирменная «штука» Шухова: снаружи тяжеловесный угловой дом-чемодан, а внутри вдруг — легкий остекленный операционный зал), перекрытия и конструкции депо Миусского и Замоскворецкого трамвайных парков, Центральная электрическая станция городского трамвая, Московский газовый завод и многие другие. Огромен перечень и промышленных построек инженера Шухова в Москве: заводов, фабрик, котельных, мастерских, резервуаров. Всего и не перечислишь!

А из девяти московских вокзалов Шухов проектировал конструкции для трех: Брестского (ныне Белорусский), Брянского (ныне Киевский) и Казанского (не осуществлен). Работал Шухов и с модными в 1920-е годы конструктивистами, пожалуй, с самым ярким их представителем — Константином Мельниковым, с которым они создали два гаража, Бахметьевский на улице Образцова и на Новорязанской улице, которые сохранились до наших дней.

amp-next-page separator