Звезды мирового балета вновь встречаются в Кремле
Нынешний Kremlin Gala был посвящен 200-летию Мариуса Петипа, чей творческий путь в России продолжался более полувека. За это время он поставил свыше 60 балетов, создал свод правил балетного академизма и заложил основы хореографического симфонизма.
Отдавая должное великому хореографу, специально для нынешнего Kremlin Gala петербургский хореограф Василий Медведев поставил Pas d'action «Посвящение Петипа» по мотивам балета Минкуса «Ночь и День», который Петипа поставил в Москве в 1883 году в честь коронации Александра III. Работа эта, по отзывам современников, поражала роскошью оформления, обилием танцев в исполнении артистов Петербургской и Московской балетных трупп. Pas d'action Медведева — это сегодняшнее изящно стилизованное под Петипа видение старинного балета в исполнении солистов Большого театра Алены Ковалевой и Якопо Тисси.
Второй мировой премьерой стал балет Наталии Хоречной «Любовь в свободном полете» на музыку Баха в исполнении звезд Берлинского и Гамбургского балетов Элизы Карийо Кабрера, Михаила Канискина, Сильвии Аццони и Александра Рябко, которые в полных радости и светлой грусти дуэтах вдохновенно демонстрировали свое понимание истинной любви.
Среди российских премьер я особо отметил бы хореографическую сценку Марко Геке «Этот безумный длинный день» в азартном исполнении артистов Молодежного балета Берлина, а также еще две миниатюры в исполнении самих постановщиков. Это «Татум Буги-поул» в постановке и виртуозном исполнении Дэниела Ульбрихта ( премьер Нью-Йорк Сити Балета) и «Ami /Друг» в постановке и исполнении несравненного Марсело Гомеса в дуэте с солистом Американского театра балета Томасом Форстером. Поставленный на волшебную музыку Шопена, балет этот — о дружбе и соперничестве двух зрелых мужчин, а может, двух мужских начал, чтобы никогда не победить и никогда не стать побежденным.
Из пятнадцати остальных номеров программы я отметил бы прежде всего «Романс» Дмитрия Брянцева на музыку Георгия Свиридова. С первыми аккордами музыки на черном квадрате задника мы видим неподвижно сидящую на табурете женщину с потухшим взором и безвольно опущенными руками. О ее горьких думах можно только догадываться. Но вот из глубины воспоминаний появляется Он (Денис Савин). Минуты счастья равны минутам воспоминаний. Диалог на грани любовного помешательства.
Героиня Анастасии Винокур, танцовщицы стильной, драматически одаренной, смогла прочувствовать и передать образную суть современной постановки, построенной на пластике бытовых движений, обиходных жестов — при полном отсутствии внешнего изящества линий и поз. Ее танец жизнен, он воспевает не телесную красоту, а «младенческую грацию души», напоминающую огонь, «мерцающий в сосуде». А придуманное Брянцевым несовпадение замедленного ритма печальной мелодии ожидания и быстрого танца воспоминаний, который идет вразрез с музыкой, создает особый щемящий душу хореодиалог влюбленных.
Оксана Кардаш и Артем Овчаренко восхищали чистотой линий, изысканностью поз и виртуозной техникой в классическом Grand Pas Обера в постановке Виктора Гзовского, а Анастасия Лименько и Осиель Гюнео (премьер Баварского балета) — контрапунктом разнозарядной энергетики в Pas de deux из балета «Эсмеральда» (хореогр. Агриппины Вагановой).
Артисты Венского балета Масаю Кимото, Ричард Сабо и Джеро Вилик вдохновенно исполнили вечно юное «Соло» Ханса Ван Манена на музыку Баха, чье творчество постоянно привлекает внимание хореографов разных поколений.
Чудеса исполнительского мастерства продемонстрировали Мария Эйхвальд и Роберто Болле в изобретательной миниатюре Ицака Галили Mono Lisa.
Постоянная звезда Kremlin Gala Иван Васильев завораживал зал вихревыми вращениями, прыжками и прочими трюками.
Настоящим украшением программы стал отрывок из балета Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et Contra». По замыслу хореографа, многоликий Двойник Чайковского — его «Я», с которым он ведет бесконечные диалоги, — проглядывает то в злодее Ротбарте, то в Германе, продавшем душу дьяволу за три карты… Их дуэты изобретательны: изломанные линии и острые углы рук, распахнутые навстречу друг другу тела, искаженные душевными страданиями лица… Двойник — горе и отдохновение хозяина, тайный свидетель его творческих взлетов, порочных мыслей и сладких падений, он его «pro et contra». Солисты (Любовь Андреева, Алина Петровская, Олег Габышев и Сергей Волобуев) работают в спектакле виртуозно и актерски, и пластически. Хореограф создал яркий, образный спектакль, дающий обширный материал для пластического осмысления на основе психоанализа темы изгоя в обществе.
Будем надеяться, что международный проект Kremlin Gala следующего года будет не менее интересным — Москва была и остается одним из центров межкультурного диалога.