У стен музея пройдет митинг под названием «Помним героев Собибора» / Кадр из фильма «Собибор» (2018)

«Немецкая оккупация. Взгляд переживших» – взгляд в военное прошлое

Развлечения

На втором этаже Музея современной истории России, более известного старшему поколению как «Музей революции», с 13 октября работает выставка двух художников – Меера Аксельрода и Абрама Моносзона. Названия картин ужасающе зловещи – «Вешатель», «Расстрел»…

Оба живописца жили и творили в годы Великой Отечественной войны. Выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших» посвящена 75-летию подвига Александра Печерского, поднявшего восстание в лагере смерти «Собибор». Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Российского исторического общества, Фонда Александра Печерского, Фонда «История Отечества», галереи «Веллум». Корреспондент «ВМ» пообщался с одним из кураторов экспозиции – Ильей Васильевым, председателем правления Фонда Александра Печерского.

– Эта выставка – пролог к нашему большому проекту, который называется «Немецкая оккупация» и который призван вернуть с периферии общественного сознания тех людей, которые в годы войны оказались на оккупированной немцами территории, – отметил он. Это и советские военнопленные, и гражданские лица. Их десятки миллионов! Они до сих пор в должной степени не признаны. Наша выставка призвана силой художественного таланта показать, как художник, современник тех страшных событий, видел то, что немцы творят на оккупированной территории. Вплоть до конца 80-х запись в личном деле «жил на оккупированной территории» была своеобразной черной меткой. Мы считаем, что все эти люди нуждаются в том, чтобы быть реабилитированными. Они несли на себе печать общественного неодобрения, и мы пытаемся вернуть память о них, об их страданиях и героической борьбе.

В страшных полотнах отражен не только весь ужас жизни на оккупированных нацистами территории Советского Союза, но и массовое движение антифашистского сопротивления, героизм партизан и подпольщиков / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

По словам Ильи Васильева, не так важно фокусироваться на том, почему так вышло. Гораздо нужнее исправить человеческую и историческую несправедливость, случившуюся с людьми во время войны. Потому так значимы свидетельства, оставленные художниками – современниками тех событий. Они рисовали на картинах своих родных и других жертв нацизма. Меер Аксельрод и Абрам Моносзон, в отличие от многих других, показывали их правдиво. Хотя в ту пору было принято изображать все только в героических тонах, оставляя за кадром ужасы войны. 

– Молодежь совсем не сталкивается сейчас с информацией о том, что творили фашисты. И потому эта выставка – хороший повод задуматься о том, что еще живы те люди, которые все это пережили, – добавил куратор экспозиции. – Представленные работы сделаны в 1942–1943 годах, когда снимался фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Они написаны на обратной стороне агитационных материалов с речами Сталина на казахском языке. Позже их никто не видел. Их показ не приветствовался, потому что работы очень мрачные. На них изображены расстрелы, сцены насилия.

На фото: Любовь Агафонова у одной из работ  / Фото: предоставлено Любовью Агафоновой

Меер Аксельрод умер в 1970 году в Москве, и картины находились в архиве семьи. Тема войны не отпускала его на протяжении всей жизни, и не только в полотнах, но и в книгах. Позже он написал серию под названием «Гетто» и очень серьезно относился к этим работам.

Один из представленных художников в 1969 году даже приезжал к Печерскому в Ростов, где жил герой, и сделал его единственный прижизненный портрет. Он тоже есть на выставке.

Здесь же – оригинальные фотографии и одежда заключенного из польского лагеря «Майданек». Знакомые только по кинофильмам полосатая роба и грубые башмаки дополняют и без того тяжелое впечатление о том трагическом времени.

 Знакомые только по кинофильмам полосатая роба и грубые башмаки дополняют и без того тяжелое впечатление о том трагическом времени (Мальчик на вершине дерева - Александр Печерский) / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Картины для выставки предоставила московский галерист Любовь Агафонова. Она много лет собирает творчество советских и российских художников. Как сообщила Любовь Агафонова ВМ:

- Я много лет собираю работы советских и русских художников, чтобы сохранить их наследие. На выставке представлена серия "Немецкая оккупация" - работы Аброма Монасона и "Холокост", написанные им под впечателнием о трагедии своих родных, которые погибли. И это все очень экспрессивные работы. К сожалению долги годы, в советское время их не показывали - и это первая музейная экспозиция работ такого рода.

amp-next-page separator