По словам коллекционера Василия Журомского, деталировка бронзовых миниатюр потрясает: виден буквально каждый волосок на лице у казака или русского воина / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Таинственные нэцкэ. В Москве открылся 44-й Антикварный салон

Развлечения

20 октября в российской столице открылся 44-й Антикварный салон.

Более двадцати лет в Центральном дома художника (ЦДХ) на Крымской набережной проходит Антикварный салон — выставка-продажа произведений искусства разных лет. Два этажа ЦДХ превращаются в открытые частные галереи или музеи. Посетители могут увидеть произведения искусства из частных коллекций. Некоторые картины или скульптуры можно увидеть там лишь один раз — они могут навсегда уйти в какой-нибудь особняк и никогда не показываться на публике.

Некоторые картины или скульптуры можно увидеть там лишь один раз - они могут навсегда уйти в какой-нибудь особняк и никогда не показываться на публике / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

В этот раз москвичи смогут увидеть «Портрет графа Рибопьера Алексадра Ивановича» кисти Кирилла Брюллова (1829), «По грибы» Ивана Шишкина, скульптуру Эрнста Неизвестного «Третья из трех» и многое другое. Широко представлено и искусство времен ушедшего СССР — портреты вождей на тарелочках, несколько массивных керамических барельефов. Много и картин работы старых мастеров, предметов мебели.

Широко представлено и искусство времен ушедшего СССР — портреты вождей на тарелочках, несколько массивных керамических барельефов / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

К 170-летию известного российского скульптора Евгения Лансере коллекционеры Константин Журомский и Давид Якобашвили показывают публике 40 бронзовых скульптур, в том числе существующих в единственном экземпляре.

— Потрясает деталировка бронзовых миниатюр: видно буквально каждый волосок на лице у казака или русского воина, — говорит коллекционер Константин Журомский. — Работы Лансере в XIX веке украшали кабинет каждого крупного военачальника.

Более двадцати лет в Центральном дома художника (ЦДХ) на Крымской набережной проходит Антикварный салон — выставка-продажа произведений искусства разных лет / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Коллекционер и галерист Любовь Агафонова выступила с настоящим музейным проектом, подготовив экспозицию искусства трех эпох нашей страны — реализма, авангарда и нонконформизма.

— Я много лет собираю творчество именно наших, российских художников. Живя в России, нужно пропагандировать и изучать в первую очередь наше искусство, — уверена Любовь Агафонова.

Два этажа ЦДХ превращаются в открытые частные галереи или музеи - посетители могут увидеть произведения искусства из частных коллекций / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Редко где в музее можно увидеть картины реалистов Василия Поленова, авангардиста Михаила Ларионова и нонконформиста Дмитрия Плавинского рядом. Как сказала москвичка Мария Левчук, жительница Юго-Восточного округа, мать троих детей,  ее на подобных выставках привлекает именно возможность увидеть ранее неизвестные работы.

— Сейчас мой сын Петр Щетинин служит в армии, старшая дочь живет с мужем и двумя детьми, а младшая слишком увлекается компьютером. Такие выставки позволяют увидеть множество произведений искусства, и благодаря особенностям экспонирования их можно рассмотреть очень близко. Сейчас дети уже подросли, и я с удовольствием гуляю рядом с ЦДХ по обновленной набережной и хожу на выставки, — сказала Мария Левчук.

Чтобы пояс не развязывался, на его концах прикрепляли небольшие брелоки - они выполняли роль противовеса, чтобы узел не распускался / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Однако самой большой популярностью пользовалась экспозиция «Нэцкэ сквозь три столетия». Именно на ней корреспондент «ВМ» наконец понял, что нэцкэ — всего лишь брелок. Традиционное мужское кимоно не имеет карманов и необходимые мелочи — ключи, кошелек — лет 400 назад было принято подвешивать на пояс. А чтобы пояс не развязывался, на его концах прикрепляли небольшие брелоки, они выполняли роль противовеса, чтобы узел не распускался. Размер брелока подсказала сама жизнь — от двух до десяти сантиметров. Больший — было неудобно носить на поясе, меньший — пояс развязывался. Поэтому маленькая резная фигурка обязательно должна была иметь ушко для шнурка, чтобы подвешиваться. Таких фигурок в нескольких хорошо освещенных витринах — 256. Часть из них была показана в 2016 году на выставке в Санкт-Петербургском Эрмитаже и вот добралась и до Москвы.

Некоторые картины или скульптуры можно увидеть там лишь один раз - они могут навсегда уйти в какой-нибудь особняк и никогда не показываться на публике / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Василий Бычков, директор ЦДХ:

— Двадцать два года Антикварный салон проходил в Центральном доме художника, и сейчас он проходит последний раз. Более 260 галерей из Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и других российских городов, иностранные галереи из Армении, Беларуси, Италии, Франции и США показывают все в привычном формате. Обращаю внимание и на экспозицию «Нэцкэ сквозь столетия» — она организована в рамках перекрестного Года Россия — Япония, и в таком объеме искусство мастеров Томотадо, Окамото, Мицухиро и других Москва никогда не видела. Начиная с 2019 года выставочные проекты будут проходить в центральном Манеже и Гостином Дворе.

amp-next-page separator