Артист Анатолий Белый: ради профессии готов пойти на многое
— Анатолий, вы — один из ведущих артистов МХТ, играли на сцене Короля Лира, булгаковского Мастера, чеховского Тригорина, да и в кино главными ролями не обделены. Почему согласились в этой картине на такую скромную роль?
— Режиссер Роман Светлов — мой однокурсник, крестный отец дочери. Я шел не «на роль», а поддержать товарища, который сделал фильм, не опустил руки, несмотря на отсутствие финансирования. Таких людей сегодня мало, которые дерзают и с нуля, наперекор обстоятельствам, делают свое дело.
— В фильме «Жесть» вы играете главного редактора, который посылает сотрудницу-журналистку в самое пекло. А на какие жертвы готовы пойти вы сами ради своей профессии?
— На многое. Я люблю все делать честно, не халтурю. Если берусь за что-то, то делаю, чтобы не было стыдно.
— Как-то вы сказали, что готовы сниматься в любом жанре, если история хорошо прописана. Насколько вас устраивают предлагаемые сценарии?
— Сегодня, несмотря на расхожее мнение, что сценариев достойных нет, интересных и талантливых немало. Я это вижу. Основная проблема российского кино не в отсутствии сценариев, а в том, что нет достаточного финансирования, чтобы эти интересные идеи воплотить на экране.
— Кого из молодых режиссеров вы бы отметили?
— Ну, например, Алексея Смирнова, снявшего в свои 24 года серил «Садовое кольцо». Это парень из замечательной артистической династии, сын Андрея Смирнова, автора «Белорусского вокзала». Леша с большим достоинством подхватил знамя своей фамилии. Мне пришлась по душе и «История одного назначения» Дуни Смирновой — тоже мощнейшее авторское высказывание на тему русского народа и русской власти.
— У вас ведь тоже было мощное высказывание на тему власти в спектакле «Король Лир», где вы рассказали историю человека в припадке всевластия?
— Власть и деньги — вневременная тема, поэтому и является вершиной мировой драматургии. Мы ведь и сегодня видим на каждом шагу людей, которые получают огромные деньги и огромную власть и меняются так, что знакомые перестают их узнавать. Король Лир — это ступень в моем собственном актерском развитии, как и Иван Карамазов в сериале Юрия Мороза, как Мастер в спектакле Яноша Саса или Каренин в недавней премьере МХТ имени Чехова — спектакле «Сережа» Дмитрия Крымова.
— На экране вы создали немало любопытных образов наших современников — Казимира Малевича, Николая Эрдмана. Или Григория Александрова в сериале «Орлова и Александров», памятный всем кинематографистам.
— Для меня Александров — талантливый человек, который оказался в тисках системы. Власть его ломала и в конце концов, может, даже и сломала как художника, потому что то, что он делал на излете своей карьеры, было гораздо менее интересно, чем в начале. Это трагическая история взаимоотношений художника и власти. И одновременно это история большой любви, которая, как мне кажется, спасала его.
— Вы приехали в Москву в студенческие годы. Стал ли наш город для вас родным?
— Моя любовь к Москве зародилась, когда я поступал в Щепкинское театральное училище. Приезжая на Казанский вокзал на рассвете, за четыре часа до прослушивания, я шел в училище пешком по улицам — по Академика Сахарова, мимо Чистых прудов... Вот с этих рассветных приездов все и началось. Чистые пруды стали моим любимым местом, и так мистически сложилось, что я там сейчас живу, это прекрасное небесное совпадение. Я люблю Москву старую, купеческую, двух-, трехэтажную.
— Чем кроме театра и кино заполнены ваши будни?
— Семьей. Детьми. Моим авторским просветительским проектом «Кинопоэзия». Мы снимаем поэтические мини-фильмы, экранизируя стихи, которые показывает канал «Культура», сеть «Москино». У меня есть «идея фикс» — когда-нибудь сделать фестиваль поэтического фильма.
СПРАВКА
Анатолий Белый родился 1 августа 1972 года в польском городе Брацлав. Заслуженный артист России, актер МХТ им.Чехова. Снялся в 90 фильмах, в том числе «Шагал — Малевич», «Орлова и Александров», «Братья Карамазовы» и других.
КСТАТИ
Анатолий Белый с детства занимался акробатикой и стал мастером спорта международного класса. Навыки управления телом пригодились ему для работы. В фильме «Парень из Голливуда», например, артисту пришлось фехтовать.