Михаил Пореченков готовится к юбилейной роли в «Беге»
Заслуженный артист РФ Михаил Пореченков перед слушателями Академии кинематографических и театральных искусств показал пример открытости и искренности. Для него нет неудобных вопросов и запретных тем. Даже на самые коварные он отвечает прямо и честно.
Люблю театр от "а" до "я"
Как ни странно, но студенты Академии больше задавали вопросов Пореченкову о театре, чем о кино. Пореченков с гордостью перечислил семь спектаклей с одним из самых титулованных режиссеров современности Юрием Бутусовым, а с цитаты из "Гамлета" начал встречу. Подробно остановился на новой роли в Московском Художественном театре — генерале Чарноты в будущем спектакле худрука театра Сергея Женовача "Бег". Михаил Пореченков дважды сыграл штабс-капитана Мышлаевского — в спектакле Сергея Женовача "Белая гвардия" и в одноименном фильме Сергея Снежкина, и роль казачьего генерала Чарноты не свалилась на него как снег на голову.
— Было понятно, что в "Беге" я могу сыграть белогвардейца, офицера, но не генерала Хлудова. Мне достался генерал Чарнота. В экранизации Алова и Наумова пьесы "Бег" его сыграл великий артист Михаил Ульянов. Несколько раз перечитал последнюю редакцию "Бега" и через каждое слово ловил себя на мысли: "А ведь это про нас". Мне близок подход к классике Сергея Васильевича Женовача. Режиссер пытается понять автора и разгадать его. Для него главное — литература. Я тоже считаю главным из искусств и первичной в театре литературу, — объяснил Михаил Пореченков.
Любопытные студенты в контексте беседы не смогли не поинтересоваться отношением Пореченкова к экспериментам Константина Богомолова, который поставил на сцене Московского Художественного театра серию спектаклей.
— Никогда не работал с Богомоловым. Но знаю, что он — не мой режиссер, — сказал актер.
Тезка Константина Богомолова — актер Московского Художественного театра Константин Хабенский звучал на встрече исключительно в превосходной степени. Пореченков и Хабенский вместе учились у выдающего педагога Вениамина Фильштинского, вместе переехали из Петербурга в Москву и до недавнего времени вместе играли на сцене МХТ дуэтом: Полоний (Михаил Пореченков) — Клавдий (Константин Хабенский), Мышлаевский (Пореченков) — Алексей Турбин (Хабенский). А восхищался Пореченков игрой Хабенского в моноспектакле "Контрабас", который недавно в сотый раз на сцене МХТ сыграл Константин Юрьевич.
— Смотришь "Контрабас" и такое удовольствие получаешь, — не передать словами, — заметил Пореченков.
Об удовольствии, которое дает артисту театр и только театр, Михаил Евгеньевич сказал почти стихами.
— Я люблю театр от" а" до "я"... даже с его интригами. Театр — не тот банк, где находятся деньги, но это не мешает его любить еще сильнее. Если театр не любишь со всем его миром, то делать в нем нечего, — поделился своим мнением артист.
Также Михаил Пореченков объяснил молодым коллегам — почему он выступил в защиту Михаила Ефремова, когда за его политические высказывания его хотели лишить звания заслуженного артиста России.
— Несмотря на то, что с Михаилом Олеговичем по политическим взглядам мы находимся по разные стороны баррикад, я убежден в том, что Ефремов заслужил звание заслуженного артиста России. Заслужил не только за роли в кино, но и за работу в театре, — рассказал Пореченков.
Он рассказал и о том, почему выступает против отмены званий для артистов.
— В театре звания даются за выслугу лет, за роли мирового репертуара, и все это не просто так. Театр требует служения, и порой бескорыстного, и артисты должны иметь какие-то поощрения. Тот, кто не работает в театре, тот легко высказывается за отмену званий, а я знаю — как это непросто служить в театре, — сказал Пореченков.
Артист рассказал о том, как по мере взросления менялись его цели и взгляды.
— Раньше я брался за любую работу в театре и в кино, чтобы меня быстрее узнали и признали. Мне повезло учиться у лучшего мастера — Вениамина Борисовича Фильштинского, повезло со студенческой скамьи работать с выдающимся режиссером Юрием Бутусовым, повезло быть приглашенным Олегом Павловичем Табаковым в лучший театр страны МХТ, но это не значит, что можно останавливаться на месте. Мой девиз — вперед и только вперед. Теперь я от многого отказываюсь, несмотря на деньги. Не работаю на телевидение, которое отнимает много сил и времени, а взамен не приносит удовольствия. Отказался от предложения снять фильм в качестве режиссера, потому что не уверен в своих способностях на этом поприще, — перечислял Михаил Пореченков.
На мастер-классе был задан непростой вопрос, который касался фильма Алексея Красовского "Праздник".
— Лично я бы не стал браться за эту тему, но это еще ничего не значит. В творчестве не должно быть запретных тем. Все зависит от культуры и такта создателей произведения. Есть режиссеры, с которыми я бы отправился в любое плавание, в театре — с Сергеем Женовачом и с Юрием Бутусовым, в кино — с Александром Прошкиным и с Сергеем Урсуляком, — пояснил Пореченков.
На вопрос, почему он не снимается в фильме о 90-х "Ненастье" Сергея Урсуляка, артист ответил, что у режиссеров есть периоды влюбленности в артиста.
— И этот период у нас с Сергеем Урсуляком был. Считаю, что свою лучшую роль я сыграл в сериале Урсуляка "Исаев" — Виктора Воронцова. Мой герой — настоящий русский человек — азартный, широкий, — прокомментировал артист.