Мэр Москвы Сергей Собянин прибивает к сцене счастливый пятак, а рядом с ним — артист Сергей Гармаш (слева), директор «Современника» Игорь Попов (в центре) / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

«Современник» вернулся домой

Развлечения
Мэр Москвы Сергей Собянин открыл после реконструкции историческую сцену театра «Современник» на Чистопрудном бульваре. Долгожданное возвращение актерской труппы домой стало символичным подарком к юбилею художественного руководителя театра Галины Волчек.

Перед входом в зрительный зал под крафтовой бумагой спрятан сюрприз. На сцене идет последний прогон творческого подарка. 

— «Современник», «Современник», ты для нас дороже денег, и тщеславия, и быта. Ты один такой в судьбе! — артисты репетируют песню под известную музыку из фильма «Москва слезам не верит». На заднем фоне на большом экране мелькают архивные снимки и кадры из кинокартин, в которых снимались актеры «Современника». 

В это самое время звукорежиссеры настраивают звук. Художники по свету проверяют софиты. К появлению Галины Волчек — имениннице вчера исполнилось 85 лет — все должно быть идеально. 

Открытие театра «Современник». На фото слева направо: актер Сергей Гармаш, директор театра «Современник» Игорь Попов, актер Шамиль Хаматов, мэр Москвы Сергей Собянин, актер Евгений Павлов и актриса Виктория Романенко / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— Поздравляю вас с возвращением в родной дом, — обратился к актерам приехавший на праздник мэр Москвы Сергей Собянин. — Путешествие было долгим, но, слава богу, оно счастливо заканчивается. 

История «Современника» началась в середине 50-х годов XX века. Именно тогда молодые актеры, среди которых были начинающие звезды Галина Волчек, Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев и многие другие, под руководством Олега Ефремова объединились в Студию.

Они хотели ставить актуальные спектакли, что называется, на злобу дня, по пьесам современных драматургов и не отступали от своей мечты. Некоторые их постановки подвергали критике. Слишком острым и неудобным оказался, например, спектакль «Голый король» по Евгению Шварцу. Произведение, написанное драматургом еще в 1934 году, из-за «опасных аллюзий» впервые увидело свет почти 30 лет спустя. Постановка Олега Ефремова и Маргариты Микаэлян в 1960 году вошла в историю. Несмотря на нападки в прессе, актеры каждый день выходили на сцены разных столичных театров при полном аншлаге. А что может быть важнее признания зрителей?

Масштабная реконструкция театра началась в 2016 году / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Первое собственное здание у «Современника» появилось в 1961 году. Актеров «поселили» на площади Маяковского, в здание, которое располагалось между памятником поэту и входом в ресторан «Пекин». До наших дней оно не сохранилось: постройку снесли в 1974 году. В этот же год театр переехал в старинное здание на Чистопрудном бульваре, светлое и просторное — в начале XX века его построил архитектор Роман Клейн по заказу купца Александра Гуськова. Здание, сочетавшее стили неоклассицизм и модерн, изначально возводилось для кинотеатра «Колизей», который закрыли в 1970 году. Театральная труппа вдохнула в него новую жизнь. Однако без капитального ремонта новый дом «Современника» постепенно ветшал и в итоге, оказался на грани разрушения.

У театра большие творческие планы. На фото второй справа рок-музыкант Гарик Сукачев  / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— Спасибо вам за мужество! Два последних года были непростыми, но они не потеряны даром для «Современника», — сказал мэр Москвы, подчеркнув, что все это время актеры творили на площадке театрально-концертного зала «Дворец на Яузе». — А мы с коллегами активно работали над тем, чтобы историческое здание обрело новую жизнь, которую хотят артисты и зрители. Надеюсь, нам это удалось. 

Масштабная реконструкция театра началась в 2016 году. К этому времени сценическое оборудование безбожно устарело, инженерные коммуникации здания пришли в негодность. Артисты жили, как на пороховой бочке: любая перегрузка электрической сети могла привести к короткому замыканию со всеми вытекающими последствиями. Случись пожар, остался бы от здания только подвальный этаж, который постоянно затапливали грунтовые воды. Рабочие укрепили фундамент, полностью заменили систему вентиляции и обновили все коммуникации, привели в порядок репетиционные залы и гримерки.

Двумя ударами Сергей Собянин вместе с народным артистом России Сергеем Гармашом вбили в дощатый пол «последний» гвоздь / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— На самом деле удивительно, что все это сделано в такие короткие сроки, — актриса театра «Современник» Дарья Белоусова предлагает взглянуть на восстановленный исторический облик здания. Реставраторы вернули на фасады декоративные элементы, внутри здания сохранили старую кладку. — Это чудо какое-то — все, что произошло. Нам тут очень нравится! Самое главное, сохранен дух нашего театра. Это очень важно, чтобы помещение оставалось, как мы говорим, намоленным. 

Особая гордость театра — современная сцена с пятью подъемно-опускными площадками, новейшим оборудованием, дымовой завесой. Более того, под зрительным залом спрятан движущийся круг. По мере необходимости его можно выкатить. Все это дает режиссерам дополнительные возможности для творчества. К слову, зрительный зал тоже перестроили. Все неудобные места убрали, и теперь сцену хорошо видно с любого ряда.

Перед тем как «Современник» начнет новую главу своей творческой жизни в историческом здании на Чистопрудном бульваре, по старой доброй театральной традиции нужно прибить к сцене счастливый пятак. Почетную миссию доверили главе города. Двумя ударами Сергей Собянин вместе с народным артистом России Сергеем Гармашом вбили в дощатый пол «последний» гвоздь.

Открытие театра «Современник». На фото слева направо: актер Сергей Гармаш, директор театра «Современник» Игорь Попов, актер Шамиль Хаматов, мэр Москвы Сергей Собянин, актер Евгений Павлов и актриса Виктория Романенко / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

У театра большие творческие планы. Уже завтра на обновленной сцене пройдет первый спектакль — «Пигмалион» Бернарда Шоу в трехчасовой постановке Галины Волчек. А в новом году, в конце января, «Современник» покажет премьеру. Это будет постановка Михаила Ефремова о театре и его творческой среде по пьесе Ивана Охлобыстина «Дюма».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Никоненко, народный артист России, президент Гильдии актеров Союза кинематографистов России:

— Галина Борисовна Волчек — из кинематографической семьи, и я как человек кино от всего сердца поздравляю ее с юбилеем. С ней я снимался в фильме «Волны Черного моря» по произведению Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». С нами был еще один «современник» — Олег Табаков. Галя Волчек — великая характерная актриса, и очень жаль, что она пожертвовала кинематографом ради театра. Возможно, я так говорю, потому что мечтал играть в«Современнике», и у меня даже был шанс. Я очень люблю этот театр. Желаю, чтобы «белый парус» «Современника» отважно и свободно путешествовал по миру.

Римас Туминас, художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова:

— Галина Волчек убедила меня поставить спектакль «Играем... Шиллера!» Это мой первый спектакль в Москве. Она первая поверила в меня и открыла России, как бы это нагло с моей стороны ни звучало. Галина Волчек — самая великая женщина России. Желаю ей здоровья и сил.

Валентин Гафт, народный артист России:

— Всего не скажешь словами, особенно в газете. Но хочу, чтобы все знали, как много для меня, для театра, для России значит Галина Борисовна. Она сделала очень много добра и для конкретных людей, и для артистов, и для театра, и для меня лично. Без Галины Борисовны не представляю жизни в театре и жизни театра «Современник». Это театр Волчек, и точка. К счастью, я дожил до момента, когда мы вернулись домой. Еще питаю надежду поиграть народной сцене.

Елена Яковлева, народная артистка России:

— К сожалению, сегодня я не могу быть на празднике «Современника», потому что играю спектакль в другом театре. Но всей душой я со своими коллегами. «Современник» дал мне очень много. Галина Борисовна уговорила меня вернуться в спектакль «Играем... Шиллера!», и я с радостью это сделала. На великой сцене театра на Чистых прудах я была очень счастлива.

Алена Бабенко, заслуженная артистка России:

— Галина Борисовна — мой учитель. Восхищаюсь ею и учусь у нее профессии и умению быть женщиной с большой буквы. Даже мечтать не могла, что буду работать в«Современнике» — лучшем театре мира, потому что у нас прекрасная атмосфера, нет интриг. Поздравляю Галину Борисовну с днем рождения и всех нас — с возвращением в прекрасный театр на Чистых прудах.

КСТАТИ

В апреле 2019 года в зале, который выходит окнами на ротонду, венчающую вход в «Современник», откроется музей театра.

СПРАВКА

За последние пять лет по программе строительства, реконструкции и ремонта городских театров обновлены 40 московских театральных площадок. В ближайшие годы завершится реконструкция или капитальный ремонт еще как минимум 20 театров, включая Школу современной пьесы, малую сцену «Модерна» и театр имени Владимира Маяковского. 

amp-next-page separator