Иван Кожедуб: человек, хватавший звезды с неба
Всего через год фамилия этого лейтенанта станет широко известна по обе стороны фронта, а его самолет Ла-7 с красным треугольником на капоте двигателя будет вызывать ужас у немецких летчиков. За полтора года войны он получит еще две золотые звезды.
Так совпало, что трижды Героев СССР тоже всего трое: кроме Кожедуба — летчик-ас Александр Покрышкин и легендарный герой Гражданской войны, маршал Семен Буденный. Компания очень солидная! Иван Кожедуб стал одним из самых результативных летчиков Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Официально на его счету 64 сбитых самолета противника, то есть тех, чей факт уничтожения был документально зафиксирован несколькими источниками. А вот сколько неофициальных, сколько тех вражеских летчиков, которые вынуждены были выйти из боя с пробитым баком или маслорадиатором и уходить на свой аэродром? Этого, увы, не знает ни один воздушный боец и ни один военный историк. Однако боевая работа истребителей во многом именно в этом и состояла — отгонять вражеские машины от своих, и личный счет тут большой роли не играл. Не за цифрами гнались советские летчики.
Тем не менее воздушные бои, особенно на втором этапе Великой Отечественной войны, шли ожесточенные, и на фоне немецких асов, так любивших щеголять числом сбитых машин (всегда завышенным раза в три минимум), советские летчики выглядели ничуть не хуже.
Уже после войны кто-то из уцелевших немцев писал в воспоминаниях, что советские летчики гвардейских полков, с которыми приходилось сражаться на Восточном фронте после 1943 года, были самым опасным противником. Одним из тех, кто заставил уважать и бояться самолеты с красными звездами на плоскостях, был Иван Кожедуб.
— Это был прямой и смелый человек. Мне не раз приходилось с ним лично беседовать. Иван Никитович был совершенно лишен какой-то карьеристской хватки, хитринки. После Великой Отечественной он очень успешно командовал авиадивизией во время Корейской войны. Летчики-истребители, его подчиненные, записали на свой общий счет не один десяток сбитых американских «Сейбров», — рассказывает историк авиации Николай Бодрихин.
После всех войн Ивану Кожедубу достались заслуженные звания и слава. Последние годы жизни он провел в Москве. И похоронен на Новодевичьем кладбище.
СПРАВКА
Истребитель Ла-7, на котором летал Иван Кожедуб, был создан под руководством конструктора Семена Лавочкина в 1943–1944 годах. На самолете был установлен радиальный двигатель мощностью 1850 л.с. Максимальная скорость машины — до 680 километров в час. Вооружение — две 20-миллиметровые автоматические пушки ШВАК, стреляющие через плоскость вращения винта. Самолет обладал высокой живучестью и маневренностью.