Бедность и гордого смиряет
На этот раз печальная история жизни образованного молодого человека Василия Жадова, который стремится оставаться честным и порядочным в мире денег, где, как утверждал Мефистофель, «весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой», представлена на сцене музыкального театра.
Современному мюзиклу это вполне по силам, он способен без излишней психологии, своими художественными средствами раскрывать пороки общества. Особенно, если за дело берутся такие признанные мастера: композитор Геннадий Гладков, поэт Юлий Ким, режиссер Валерий Архипов, дирижер Андрей Семенов, художники Борис Краснов (сценография), Виктория Севрюкова (костюмы), Александр Сиваев (свет).
В «Доходном месте» сатирический театр Александра Островского получил новое музыкальное звучание, представив чиновное сословие без прикрас, хотя и с поправкой на время. Правда, нынешние чиновники в сути своей мало чем отличаются от предшественников, считая, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных». А все потому, что умеют они, как тараканы, ко всему приспосабливаться, видя смысл своего существования в доходном месте. О чем весело распевают:
О превосходное место доходное,
Манна небесная, истинный клад!
Кто достигает, тот горя не знает,
Слава тому и виват!
Реальная жизнь далека от возвышенных книжных идеалов, а хроническая нужда и постоянная борьба с нею, бунт любимой жены, не разделяющей взгляды на «светлое будущее праведника», вынуждают вчерашнего правдоискателя отправиться на поклон к богатому родственнику просить «доходное место». От грехопадения Жадова спасает внезапное разорение Аристарха Владимирыча, после которого наш герой, давший слабину, обещает: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
Казалось бы, добро победило. Но мы-то знаем, что и сто шестьдесят с лишним лет спустя, после появления неудобной для властей пьесы, мечты Жадова остались только мечтами: миром правят все те же Вышневские и Юсовы, научившиеся выступать на публике с обличительными речами в духе Жадова. Лицемерие вошло в моду, стало в чести.
Так что пьеса Островского «Доходное место» по-прежнему созвучна времени, даже если спектакль поставлен как «старая комедия о современной жизни» с карнавальным ходом, песнями, танцами и скоморошеством, с намеком на то, что сегодняшние беды — воровство, коррупция, взяточничество — родились не вчера.
Игорь Балалаев блестяще сыграл Вышневского. Его монологи-отповеди племяннику («благородная бедность хороша только на театре») звучат столь убедительно и злободневно, что зрители встречают их с восторгом. В то время как правильные слова Жадова выглядят книжными и излишне пафосными.
Вышневский Балалаева словно вышел из-за стола современных ток-шоу, а Жадов так и остался в позапрошлом веке.
Талантливый актер Павел Иванов играет Жадова не без налета юношеского романтизма:
Московский университет…
Сто раз скажу: ученье — свет,
И мне ни разу не наскучит!
И кто здесь знания получит,
Тому препятствий в жизни нет!
Однако его громогласные назидательные речи во славу труда и честного образа жизни скучны и театральны. А сам он вызывает жалость, но не уважение.
Юсов в исполнении Дмитрия Лебедева — образец чиновников, сошедших со страниц гоголевских «Мертвых душ» и намертво засевших в кабинетах наших министерств. Подобно хамелеону, меняющему свою окраску от цвета ветки, на которой он сидит, Аким Акимович меняется в голосе, мимике, телодвижениях и поступках в зависимости от того, с кем он общается:
Всяк имей свою поживу, но, конечно, по ранжиру —
Вот и будешь парень свой, то есть наш!..
Своего не прозеваю, и одно не забываю:
Я тебя не задеваю — ты не трогаешь меня.
Под стать Юсову его верный ученик и последователь Онисим Белогубов (Никита Грабовский):
Бери что только можно взять!
Бери — большой тут нет науки.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать!
Среди актерских удач следует назвать также работу Инары Гулиевой (Фелисата Кукушкина) и Алены Голубевой (Юленька). Публика, затаив дыхание, внимает их рассуждениям о том, как надо ловить богатых женихов — живое пособие для кандидаток в «рублевские невесты».
Яркой режиссерской находкой стала полная комического и жизненного смысла сцена пляски загулявших чиновников во главе с Юсовым в трактире перед «потерявшим себя» Жадовым.
А еще замечательно, с драматическим накалом страстей сделан финал спектакля.
Мюзикл поставлен почти по Островскому, с бережным сохранением слога и стиля автора, смотреть его интересно. Возможно, еще и потому, что получился он очень театральным.