Почему Примаков развернул самолет
Эта история вошла в анналы международной политики. Реально, никогда прежде решения не принимались на такой высоте — в прямом смысле этого слова. Эффектный разворот борта над Атлантикой добавил бонусов и без того любимому многими политику Евгению Примакову, но многих заставил содрогнуться.
Евгений Максимович, светлой памяти, как говорится, показал всем кузькину мать. Об этом событии канал НТВ подробно расскажет в рамках цикла «НТВ-видение» в фильме Владимира Кобякова «Разворот над Атлантикой», премьера которого ждет вас 22 марта в 19:25 на НТВ.
…Дата показа выбрана не случайно. В конце марта исполняется ровно двадцать лет с начала бомбардировок Югославии — союзные силы НАТО начали воздушные атаки на территории страны 24 марта 1999 года. И в российском правительстве, и в Кремле понимали, что в США время начала операции против Югославии было выбрано более чем удачно. Все сошлось! Москва как раз готовилась провести очередной раунд переговоров с МВФ о списании долгов и предоставлении кредитов. Чем не повод для давления на страну! А заодно был сделан тонкий намек: не стоит вам, ребята, вмешиваться в дела «больших пацанов» и вступаться за Белград. Самолет премьер-министра России Евгения Примакова уже летел в США: его ждал непростой разговор о кредитах. Тем не менее, премьер принял историческое решение: развернул борт над Атлантическим океаном и велел ему направляться обратно, в Москву.
— Прошло два десятка лет. И взгляды Москвы и Вашингтона за это время на многие геополитические процессы разошлись кардинально. О бомбардировке Югославии многие и российские, и западные политики написали мемуары, но их опубликовали в начале 2000-х, — рассказывает автор фильма Владимир Кобяков. — Тогда еще мало кто понимал, какими будут последствия операции НАТО для всего мира.
Съемочную группу, которая брала интервью у непосредственных участников событий, интересовало, что они думают о случившемся с высоты прожитых лет. А еще — был ли у Москвы хотя бы теоретический шанс убедить или заставить западных политиков отказаться от идеи бомбежек Югославии. Ну и почему это не удалось, разумеется… Как могла наша страна повлиять на планы НАТО? Что знала об этом российская разведка? Могла ли Россия тогда пойти на жесточайшее противостояние с заокеанским соперником? В фильме Владимира Кобякова на эти вопросы будут отвечать участники военно-дипломатических переговоров 1999-го: Сергей Степашин, тогда находившийся на посту премьер-министра России, постпред в Совбезе ООН Сергей Лавров, ныне — министр иностранных дел, а также российские генералы, авторы легендарной операции «Бросок на Приштину», разработанной военными специалистами... втайне от российского правительства.