Страхи и мистика, окутавшие жизнь Николая Васильевича Гоголя
1 апреля исполнилось 210 лет со дня рождения одного из величайших классиков русской литературы — Николая Гоголя. Имя этого писателя окутано тайнами и загадками. «ВМ» расскажет о мистике, окружавшей Гоголя.
Семейные тайны
Мистика с семьей Николая Васильевича началась задолго до его рождения и даже до того, как познакомились его родители. По легенде, отец писателя, Василий Афанасьевич, еще мальчиком столкнулся с необъяснимым.
Однажды по дороге на богомолье ему привиделась Богородица и показала девочку, сказав, что она станет его женой. После, будучи в гостях у соседей, Василий увидел младенца и узнал в нем ту самую девочку, показанную Божьей матерью. Через 14 лет он попросил ее руки, а через год Василий и Мария, так звали девочку, поженились.
Отношения с женщинами
За всю свою жизнь Николай Гоголь ни разу не был женат, что породило множество слухов и домыслов. Многие исследователи его биографии говорят о том, что к женщинам писатель относился негативно и настороженно, ссылаясь на его религиозность и творчество, в котором нет ни одного положительного женского образа. Однако известны как минимум две женщины, с которыми он, в духе своего времени, вступал в переписку.
Первой была императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет, которая была музой многих писателей-современников Гоголя. Помешало их любви происхождение писателя, который был не из такой благородной семьи. Второй раз, незадолго до своей смерти, Гоголь был влюблен в свою кузину Марию Синельникову, и его чувства нашли отклик.
Сожжение книг
Свои произведения Гоголь предавал огню далеко не один раз. Впервые он сжег поэму «Ганс Кюхельгартен», которая была плохо воспринята литературными критиками. К счастью писателя, этот труд он издал под псевдонимом Алов, поэтому личность автора поэмы была не известна до самой его смерти. Однако даже это не спасло Гоголя от страданий. Он решил уничтожить поэму: скупил все экземпляры, которые не успели продать, и сжег их.
А 12 февраля 1852 года Николай Васильевич, помолившись до трех часов ночи, бросил в огонь еще один свой труд. Считалось, что уничтожен был второй том «Мертвых душ», однако позже эту рукопись удалось обнаружить среди книг Гоголя. О том, что именно было сожжено, до сих пор спорят историки и литературоведы.
Сгустившиеся тучи
Премьера пьесы «Ревизор», состоявшаяся в мае 1836 года, принесла Гоголю благосклонность императора, но была плохо воспринята критиками, что стало ударом по самолюбию писателя. Уже через месяц он уехал в путешествие по Европе, ненадолго вернувшись лишь в 1939 году.
Уже через год он простился с приятелями и снова поехал путешествовать. Как только экипаж скрылся за горизонтом, друзья писателя заметили, что небо внезапно заволокло тучами. Они восприняли это как дурной знак. И неслучайно: не отступавшая тоска, которую современные медики назвали бы глубокой депрессией, вскоре свела писателя в могилу.
Воплощение страхов
Одним из главных страхов Гоголя была тафефобия — боязнь быть похороненным заживо. За несколько лет до своей смерти он писал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения». Чтобы его случайно не приняли за мертвеца, он старался спать сидя. Таким образом писатель хотел максимально снизить шанс воплощения своего страха.
21 февраля 1852 года Гоголь был похоронен у Даниловского монастыря, и его тело не беспокоили до тех пор, пока советское правительство не приняло решение перенести некрополь в другое место, на Новодевичье кладбище. Для этого останки необходимо было достать из гроба, и когда он был вскрыт, то все увидели, что череп скелета Гоголя был повернут набок. А по некоторой информации крышка гроба была исцарапана. Это дало пищу для слухов о том, что он был похоронен заживо, находясь в летаргическом сне.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Владимир Воропаев, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ:
— Несмотря на все современные политические моменты и споры между Россией и Украиной, можно точно сказать, что Николай Гоголь — это русский писатель. Да, он любил украинскую культуру, песни, но сам осознавал себя русским, и так его воспринимали все современники. Он писал даже: «Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные». Не могут же близнецы принадлежать к разным народам? Тогда и понятия «украинец» не было, были малороссы. Не было разделения на Россию и Украину. И писал Гоголь только на русском языке, поскольку украинского литературного языка и орфографии попросту не существовало.