Элем Климов (второй справа) в фильме «Репетитор» (1987) / кадр из фильма «Репетитор» (1987)

Запрещенное цензурой кино было снято с полок

Развлечения
Ровно 33 года назад в Кремлевском дворце прошел V съезд Союза кинематографистов СССР. С «полки» наконец были сняты запрещенные цензурой фильмы.

Революционность съезда переоценить трудно: он положил начало приходу рыночной экономики в наше кино. Страной уже руководил Михаил Горбачев, но в Союзе кинематографистов по-прежнему заседали партийные боссы.

— Жизнь творческих союзов надо было менять, — рассказал «ВМ» режиссер Вадим Абдрашитов. — И кто-то должен был начать.

Пресса стала задаваться вопросом, почему идеологические советские картины оказываются коммерчески провальными. Особенно красноречивым был пример «Красных колоколов» Сергея Бондарчука. Попутно всплыла информация о том, что ленты лучших режиссеров — Глеба Панфилова, Алексея Германа, Тенгиза Абуладзе, Александра Аскольдова, Александра Сокурова — лежат на полках.

Пресс партийной цензуры познали на себе Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Григорий Чухрай, Ролан Быков, Вадим Абдрашитов, Андрей Смирнов. На Украине травили Киру Муратову, в Казахстане — Булата Мансурова.

А Тарковский и Иоселиани, покинув родину, и вовсе снимали за границей. Недовольство в кинематографической среде назревало нешуточное. Вот на каком фоне произошел V съезд кинематографистов. Главным для партийной верхушки в условиях назревающего бунта было удержать власть над «самым главным из искусств».

ЦК сделал ставку на Элема Климова как нового руководителя союза — все же коммунист, из проверенной партийной семьи. Это было ошибкой: Климов не позволил манипулировать собой.

Благодаря V съезду СК был поставлен заслон кино официозному, правда бунтующие киноромантики, полагавшие, что свободное место в сознании миллионов теперь займут Бергман и Тарковский, ошиблись. Этого не произошло. И для всех стало полной неожиданностью, что идеологически воспитанная публика вскоре, совсем как в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», потребует грубых зрелищ, а кинематографисты станут снимать ей на потребу.

— То, что произошло на съезде, было закономерно и необходимо. Но новая «модель кинематографа» — это уже конкретное действие, в котором дал о себе знать дилетантизм, — размышляет режиссер Глеб Панфилов.

Тем не менее шлюз был открыт: цензура была ликвидирована, а мировое кино получило доступ на наш экран.

amp-next-page separator