Театр «Балет Москва» сегодня — это один из самых сильных хореографических театров России / Фото: Наталья Думко

Театр «Балет Москва» встречает юбилей на «Танцполе»

Развлечения
Тридцать лет — лучший возраст для творчества. Ты еще совсем молод, но за твоими плечами опыт, иногда весьма солидный, ты жаждешь движения вперед и готов к экспериментам, приобретению новых навыков.

Вот и «Балет Москва» очень молод, но уже отмечает круглую и весьма солидную дату: ему «стукнуло» 30 лет. Ну а поскольку речь идет о супертворческом коллективе, то и отметить такой день рождения решено было яркой постановкой. И директор театра Елена Тупысева пригласила для юбилейного спектакля хореографа-новатора из Бельгии Йеруна Вербрюггена. Премьера балета «Танцпол» пройдет 21 июня в Центре им. Вс. Мейерхольда.   

Йеруну 36 лет, то есть он всего чуть-чуть старше пригласившего его театра. Тем не менее к своим 36 хореограф успел десять лет отработать в Балете Монте-Карло, где сначала был хореографом, а потом и постановщиком спектаклей. Его работы вызывали споры и изумление, но при неизменном интересе. Так, например, «Щелкунчик» (Большой театр Женевы) заставил прессу и любителей балета охнуть, и не раз, так удивили всех смелые эксперименты с музыкальными номерами, необычные костюмы, а также полное отсутствие даже намеков на Рождественскую тему, без которой «Щелкунчик» прежде казался немыслимым.

Выбор хореографа на юбилейную постановку был более чем осознанным: директор «Балета Москва» Елена Тупысева полагает, что среди молодых современных хореографов Йерун занимает особое место, он невероятно интересен, а его спектакли всегда «театральны, танцевальны и рискованны».

Театр работает в свободном пространстве — у него нет своей сцены / Фото: Наталья Думко

Чтобы проникнуться замыслом и идеей спектакля «Танцпол», нужно вспомнить настоящую эпидемию музыкальных марафонов, охватившую США в 1920-х. Мы с вами можем сделать это лишь по историческим документам и фотографиям, но этого будет достаточно. Странная, диковинная причуда, охватившая Штаты в период Великой депрессии, сначала вызывает улыбку, потом — ужас. Марафоны длились неделями, а иногда и месяцами. Экономическая катастрофа превратила жизнь миллионов человек в сущий ад: в поисках работы люди бродили от конторы к конторе, рассчитывая заработать хоть доллар. Ради заработка люди были готовы на что угодно, и в это время жизненных катастроф и разбитых надежд кому-то, как водится, все равно нужны были развлечения. Индустрия развлечений работу продолжала, и в этот момент в ее арсенале появился в общем-то совершенно безнравственный и дикий вариант массового развлечения — танцевальный марафон. Одни с помощью таких марафонов отвлекались от дел, наблюдая за страданиями других; другие — непосредственные участники процесса — пытались заработать хоть центик…  Танцевальные марафоны называли «ночными клубами бедняков». Люди на них падали в обмороки, засыпали на ходу — марафон не прекращался, даже если его участники по-настоящему валились с ног…

И вот — своеобразная реинкарнация «развлечения», точнее — рассказ о ней…

— Я хотел сделать что-то о танце. Танцуют все — будь то балет, или ночные клубы, или ритуальные танцы, — рассказывает Йерун.  — Мне нравилась идея, что танец — это лекарство, но в то же самое время он может разрушить тебя, если ты не остановишься. Танец может быть чем-то прекрасным и чем-то мрачным одновременно.

Над оформлением сцены и костюмами работал художник-постановщик Дмитрий Разумов. Московскому зрителю он знаком по спектаклям «Все оттенки голубого» (Сатирикон), «Живые картины» (Театр Наций), «Горе от ума» (Школа-студия МХАТ), «Вилы» (Театр.DOC) и многим другим. Музыкальное сопровождение создавал шведский композитор Стефан Левин, мастер «нордического нуара». Его музыку использовали Королевский балет Швеции, Балет Монте-Карло, Гетеборгская опера и Страсбургский оперный театр.

Справка «ВМ»

Театр «Балет Москва» сегодня — это один из самых сильных хореографических театров России. Его художественная политика основана на синтезе классики и новаторства. В составе театра две труппы — классического и современного танца, а в репертуаре — уникальные авторские работы российских и зарубежных хореографов, созданные специально для его артистов. Спектакли «Кафе Идиот» (2016) и «Все пути ведут на север» (2017) стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца». Театр работает в свободном пространстве — у него нет своей сцены. Это позволяет экспериментировать с локациями, использовать потенциал и своеобразие различных городских пространств. Спектакли театра можно увидеть на ведущих театральных площадках Москвы.

amp-next-page separator