поэт Владимир Климов / Фото: Татьяна Зоммер

«Климханалия»: памяти поэта Владимира Климова

Развлечения
Поэт Владимир Климов был нашим современником, и относился к тому авангардному направлению в поэзии, которое когда-то, в 20-е годы прошлого века, называли футуризмом или сюрреализмом. Он считал себя последователем Велимира Хлебникова и был беспощаден к традиционному слову – в хорошем смысле, и постоянно изобретал новые слова и звуки...

Кто-то его не понимал, а кто-то слушал его поэзию как музыку. Часто Климов использовал технику верлибров – нерифмованных стихов. Он автор более 10 поэтических книг, среди которых "Сюроморфозы», «Сдвиг по фазе», «Трагиатр», «У птицы кончились крылья», «Рикошетом», «Поэт и маска», «Птицепись», «Жызнь Жызели» и других. Вот одно из стихотворений Владимира Климова.

тирероризм цветаевских поэз тире — трагизм объятых ею бездн и знакопрепинянча каждый звук она переиначивает вслух и вздох, и страсть, и крик и пламень слез и жар, и рай, и боль неотвратимых звезд, тиранящих тире, распятых запятых… отточенных отточий точен штык…

Творческая натура Владимира Климова была многогранной. Он писал не только стихи, но и эссе, выпустил несколько книг очерков, посвященных поэтам и художникам, писателям и музыкантам – как малоизвестным, так и великим. Он и сам был художником, его картины пользуются успехом у коллекционеров. Он был талантливым искусствоведом, публицистом, писателем, философом. Последняя его книга называется «АванГранды».

Большой страстью всей жизни Климова был театр. Когда-то он работал у Марка Розовского в театре «У Никитских ворот», в литературной части. Позднее сотрудничал с театром Сергея Кургиняна, многими режиссерами, театральными студиями, много писал о театре… Но главным достижением Климова в театральной области можно считать его увлечение Бертольдом Брехтом – лучшего специалиста по этой теме было не отыскать. Всю жизнь Климов собирал книги, картины, архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством Брехта. К концу жизни у него вырос огромный Брехтовский музей, обитавшей в обычной квартире Климова. Это, поистине, национальное достояние, и хочется надеяться, что после смерти поэта этот музей не будет потерян…

Климов был участником ряда проектов в сфере искусств, участвовал в различных выставках, имел массу презабавных званий – был членом Академии Зауми, членом Академии искусства и науки, являлся действительным членом литературно-философского объединения ДООС в звании Климозавр, Членом Союза российских писателей, учредителем Академии актуального искусства, членом Ассоциации российских верлибристов, членом поэтического собщества Футурсобрание, постоянным автором журналов: «Журнал ПОэтов», «Черновик», «Меценат и Мир», литературного приложения «НГ-Ex Libris» («Независимая газета»), театрального журнала «Планета красота», авангардных интернет-журналов «Другое полушарие» и «Футурсобрание». Владимир Климов стал одним из создателей «Салона Всех Муз Анны Коротковой», в котором придумал и создал ежегодный фестиваль «Климханалия». В нем нашли приют многие талантливые молодые поэты, писатели, музыканты, художники, актеры. Климов рассматривал этот фестиваль, как пространство для друзей, партнеров, коллег. И дни рождения Климова, начиная с юбилейного, 50–го, стали при первой же возможности ознаменовываться «Климханалией», которую сам поэт называл «вакханалией». Прошло уже 10 таких фестивалей.

Нынешний фестиваль был посвящен памяти Владимира Климова, так рано ушедшего от нас – он умер два года назад, не дожив до шестидесяти. «Климханалия» – это хорошая память о поэте, и отрадно, что дело, которому он посвятил столько творческих сил, продолжает жить.

Фестиваль «Климханалия» проходил весь апрель, каждый понедельник. Он включал в себя открытие, День Театра, День Музыки, День Слова, и закрытие – подведение итогов. За эти дни в Салоне Анны Коротковой побывали друзья и соратники Климова, поэты, музыканты, художники, актеры, прозаики. Все эти дни в салоне стояла живая, творческая, и вовсе не грустная атмосфера, что вполне в духе Климова – он, при всех сложностях и лишениях жизни, всегда оставался живым, жизнерадостным, ярким, не унывающим человеком – душой компании. У него было замечательное свойство – объединять людей, знакомить всех со всеми. Невозможно забыть его дни рождения в маленькой квартирке, куда набивалось колоссальное количество народа – и все были молоды, талантливы, читали стихи и прозу, много спорили об искусстве. Когда он входил в какой-нибудь литературный салон, то провозглашал как корифей сюрреализма: «Здесь сюрный дух, здесь сюрью пахнет!» – и опрокидывал рюмочку прохладной водки. Как знак начала праздника. Он был прост и уникален. Жаль, что в России иногда поэты уходят рано…

В день рождения поэта его друзья и коллеги собрались на Миусском кладбище, чтобы открыть памятную плиту на его могиле. И началась мистика. Договорились встретиться в 16.00, но поскольку пунктуальны были не все, решили подождать опаздывающих. Но ровно в 16.00 налетевший ветер сорвал белое покрывало с памятника, пошел дождь, перевернулась пластиковая бутылка с цветами, и вода вдруг закрыла отдельные буквы на плите – так, что стало видно только «Влад» и «мир». Тут же на памятник сел голубь, а чуть поодаль – еще два. Все в один голос произнесли: «Это Володина душа к нам прилетела, а с ними и души его родителей (они покоятся тут же)». Такое вот случилось маленькое, но чисто климовское чудо…

… На плите нарисовано перышко и выбиты буквы «Владимир Климов, 1951 – 2010. Поэт.» А что еще можно сказать про человека, который был поэтом, жил как поэт, и ушел, как настоящий поэт – недосказав, недолюбив, недописав… Но написавший, правда, о бессмертии. 

Игра времен 

Время ленится течь можно и в бессмертье убечь ежели заморочить времени — голову как лентяю ночному сторожу осторожно подсыпать в пойло из слов еще неведомых ему снов и ведомый загадочным ароматом он откроет врата вам но ежели ошибетесь — попадете — в бессмертье

Володю Климова помнить будут…

 

amp-next-page separator