Кирилл Серебренников готов удивлять публику новой постановкой пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира» / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Кирилл Серебренников: Моя «Зойкина квартира» – настоящий блокбастер

Развлечения

Кирилл Серебренников поставил в МХТ «Зойкину квартиру». Предпремьерные спектакли пройдут сегодня и завтра. Эта пьеса Булгакова об эпохе НЭПа никогда раньше не шла на прославленной сцене. История Зои Пельц, которая открыла в своем ателье дом свиданий, оказалась очень созвучна нашему времени. В «Зойкиной квартире» собралась пестрая компания – зависимый от морфия экс-граф Обольянинов, проходимец Аметистов, делец Гусь, швыряющий деньгами, и женщины легкого поведения. Всех их объединяет желание уехать из Совдепии в Париж или Ниццу. Но этой мечте сбыться не суждено, а делец Гусь и вовсе будет зарезан коварным китайцем по прозвищу Херувим. По сцене в спектакле Серебренникова ходят мужчины с большими черными шарами вместо головы, проносится красный китайский дракон, а девицы в платьях 20-х годов садятся на шпагаты и делают мостики.

– Кирилл, почему вы выбрали именно этот материал для постановки?

– Я бы сказал, что этот материал выбрал меня. Еще лет пять назад я ставил «Зойкину квартиру» в Америке. Спустя какое-то время я собирался снимать кино по этому произведению Булгакова для одного из федеральных каналов. Но так случилось, что написанный сценарий исчез из компьютера. Наверное, тогда было еще не время прикасаться к этой пьесе. А сейчас – самое время. Мне, кажется, что наше эпоха напоминает двадцатые годы прошлого века. Есть ощущение, что мы живем накануне серьезных испытаний. Чтобы передать свое настроение я сделал очень музыкальный спектакль. В нем звучат мелодии берлинского кабаре 20-х годов, а также музыка Рахманинова, Дворжака и других композиторов.

– Какую идею вы вложили в свою постановку?

– Для меня это классический спектакль, без «своевольничанья». Конечно, я делал редакцию пьесы и исходил из того, что сатирические картины реалий 20-х годов современному зрителю ничего не скажут. Поэтому делал акцент на метания и сомнения человека. Я рассказываю историю про то, как нельзя впускать чужих людей в свой дом. Как надо охранять свое внутреннее пространство от государства, от внешнего зла. Если ты не тому человеку откроешь двери, то твое внутреннее пространство окажется вытоптанным или даже уничтоженным. Булгаков для изображения своих персонажей не жалел сатирических красок. Но меня его герои привлекают своей человеческой незащищенностью перед тем ужасом, который на них надвигается.

– Вы перенесли свое действие в двадцатые годы прошлого века или в наше время?

– В спектакле есть приметы разных времен. В нашей стране нет четко разделенных эпох. Они все похожи друг на друга. Одно время более трагическое, другое более смешное или даже фарсовое. Но при этом мы живем в одной и той же матрице.

– На роли главных героев вы пригласили актеров не их МХТ. Зою играет Лика Рулла, а Обольянинова – Алексей Девотченко. Как объясните свой выбор?

– Исполнителей главных ролей я искал довольно долго. Мне рассказали про звезду мюзикла «Чикаго» Лику Рулла. И я с некоторой тревогой с ней встретился. Я думал – мюзикл это одно, а Московский художественный театр совсем другое. Мы познакомились и договорились, что мы попробуем работать. И уже после двух репетиций мне стало ясно, что Лика Рулла не только прекрасный профессионал, настоящая дива, но она и блистательная драматическая актриса. Она может играть главные роли на больших сценах. Это очень редкий дар. Алексей Девотченко тоже блистательный артист. Один из лучших в своем поколении. Для меня большая честь, что он согласился работать. У Булгакова Обольянинов играет на рояле. Я искал артиста, который умеет хорошо играть на рояле, и Леша это делает безукоризненно. У нас в спектакле все честно. Все работают с полной самоотдачей, в том числе Михаил Трухин в роли Аметистова и Алексей Кравченко в роли Гуся. Возникло главное, что ценно для сцены МХТ – ансамбль.

– Для какой аудитории рассчитан ваш спектакль?

– Я бы с удовольствием сказал, что для молодых людей. Но во МХТ они, скорее всего, не попадут – тут высокие цены на билеты. Поэтому я скажу, что моя постановка для состоятельных людей с головой. «Зойкина квартира» – это блокбастер. Сегодня такие дорогие спектакли могут позволить себе немногие театры, в том числе МХТ, который хорошо оснащен. В моем спектакле играет живой оркестр, много электроники, используется видео – все современные средства выразительности.

amp-next-page separator