Кирилл Серебренников: Не доводите дело до ОМОНа
Актеры театра, среди которых наибольшей активностью отличаются Янис Якобсон, Юлия Авшарова и Андрей Андреев, высказали опасения, что многие из них могут в ближайшее время потерять работу. Они утверждают, что некоторых уже приглашали в дирекцию и предлагали написать заявление об увольнении по собственному желанию. Основное требование коллектива – убрать новую команду и вернуть старые порядки.
– Мы не будем возбуждать излишнего внимания к нам со стороны полиции, которая уже подъехала и ждет от нас всяких подлых гадостей и провокаций, как ждет их и наше руководство почему-то, – сказал Янис Якобсон. – Мы всего лишь стараемся соблюдать трудовой договор. Даже при смене руководства он остается основным театральным документом, регламентирующим нашу жизнь. Но здесь его игнорируют.
Дальше слово взял режиссер Анатолий Бейрак, который сказал, что с 1 октября репертуар театра останавливается под предлогом ремонта.
– Ответа на вопрос, что во время ремонта будет делать коллектив, мы не получили, – сказал он. – Раньше нам обещали другие площадки, выездные спектакли, но мы все больше видим, что все это неправда.
Основные требования коллектива: отозвать приказ по Департаменту культуры о назначении в театр нового директора и художественного руководителя, сохранить текущий репертуар и труппу театра, объявить свободный творческий конкурс на замещение вакантной должности директора и художественного руководителя.
Интересно, что речи о том, чтобы вернуть Сергея Яшина (прежнего художественного руководителя) и обжаловать приказ о его увольнении даже не идет. Совсем.
Некоторые актеры оценивают ситуацию в театре Гоголя как рейдерский захват, при этом подчеркивают, что не испытывают личной антипатии к режиссеру Серебренникову.
– Мы никогда не переходили на личности и ни в чем лично Серебренникова не обвиняли, – сказал актер Андрей Зайков. – Мы – очень интеллигентный театр – ни одного плохого слова ни о нем, ни о директоре мы не сказали. Я не слишком разбираюсь в этом вопросе, более компетентные организации пусть этим займутся, но как минимум два признака рейдерского захвата нашего театра вижу даже я – насильственная смена руководства и остановка производства.
На митинг заглянул и новый директор театра Алексей Малобродский, который посетовал – лучше бы журналисты проявляли интерес к спектаклям Театра Гоголя, а не к митингам. Его спросили – будут ли увольнять труппу?
– Я думаю, что большой части труппы будет сделано подобное предложение, – ответил он. – При этом я являюсь руководителем государственного бюджетного учреждения культуры и, соответственно, осуществляю свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. У меня нет в руках механизмов для того, чтобы кого-то насильственно уволить.
Кирилл Серебренников в настоящее время находится за границей – в Берлине, где ставит оперу. У него сегодня день рождения. Он прислал актерам телеграмму, в которой призвал сохранять спокойствие и не доводить дело до ОМОНа. В телеграмме он заметил, что это был самый яркий день рождения в его жизни.
«Помитинговав» перед журналистами, актеры ушли на репетицию. Они сказали, что будут продолжить отстаивать свою позицию. Эта встреча ни к чему конкретному пока не привела. Труппа и руководство – каждые остались при своем. Что будет происходить дальше – покажет только время.
Полный текст телеграммы Кирилла Серебренникова
«Господа артисты, я понимаю ваше состояние и даже в чем-то для себя оправдываю его. Могу точно сказать, что если вы начнете драться с ОМОНом или нарушать закон другим способом, лучше не станет. Вы не решите таким образом всех проблем, которые накопились в Театре им. Гоголя, а я очень хочу верить, что вас волнует именно судьба театра, а не что-то другое. Я вам предлагаю успокоится, дождаться моего возвращения в октябре, и вместе с вами, вместе с Департаментом Культуры, за столом переговоров все совместно решить. Другого пути для разрешения этого накопившегося напряжения я не вижу.
С уважением, Кирилл Серебренников. Берлин. 7 сентября
P.S. И напоследок замечу – это самый яркий день рождения в моей жизни. Ура»