Альбрехт Дюрер «Рыцарь, Смерть и Дьявол». / Фото: Wikipedia

Борьба добра и зла в гравюрах Альбрехта Дюрера

Развлечения

Многие не знают, что «апокалипсис» – от греческого слова «откровение» - это не только слово, обозначающее конец света, но и название последней книги библейского Нового завета. Самые известные иллюстрации к этому древнейшему христианскому документу, «Откровению Иоанна Богослова», создал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер. И до него, и после него создавались другие варианты гравюр на тему «Апокалипсиса», но мало кто из мастеров смог так же точно изобразить борьбу сил Добра и Зла, последнюю битву за души людей.

В Московском государственном музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Пророчества апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVIII веков». Всего в зале разместили около 70 работ из московской частной коллекции. 16 из них – авторства самого Альбрехта Дюрера, остальные созданы такими мастерами, как Петер ван дер Борхт, Иоганн Тейфель, Иероним Вирикс.

Научный консультант выставки Наталья Веденеева рассказывает:

- Мы охватили период с конца XV века до начала XVIII.. Экспозиция делится на две части: осмотр следует начинать с первого зала - он посвящен личности святого Иоанна, автора текста Откровения, и жизни Альбрехта Дюрера. Второй зал полностью отдан собственно гравюрам на тему Откровения. Работы Дюрера задают темп всей экспозиции, но рядом с каждой из них расположено несколько гравюр других авторов, вдохновленных тем же Откровением.

Гравюры и офорты вывешены в строгой последовательности: в соответствии с текстом «Апокалипсиса». Фоном для печатных листов служат мощные железные конструкции – это задумка архитекторов выставки, точно угадавших ее настроение. В полутемном зале тихо звучит хоровое пение: музыкальные произведения времен Ренессанса настраивают на спокойное, сосредоточенное изучение древних работ, посвященных одной из важнейших библейских книг.

Около каждой из работ кураторы разместили пояснения, ведь символический язык гравюр Дюрера не менее интересен, чем само изображение. В аннотациях к экспонатам также рассказывается и о том, чем именно отличаются работы великого немецкого мастера от других, ведь часто он отходил от канонов изображения того или иного отрывка. К примеру, сюжет гравюры «Мученичество святого Иоанна» не совсем соответствует евангельскому тексту. Дюрер изобразил не только самого святого, но и многочисленных свидетелей его тяжких мук, тогда как считается, что его пытали без оных.

Архангел Михаил, дева Мария, небесный град Иерусалим, антихрист о шести головах и лжепророк, приход которого предсказывает Откровение святого Иоанна – западноевропейские художники видели все это по-разному и, конечно, по-разному иллюстрировали. Выставка в Архитектурном музее не только знакомит зрителя с основными событиями «Откровения Иоанна Богослова», но и показывает личный подход к ним каждого из западноевропейских мастеров гравюры.

 

amp-next-page separator