18 февраля на Первом канале продолжится премьерный показ телесериала «Страсти по Чапаю» - главного телесобытия февраля. / Фото: Пресс-служба Первого канала

Хороший парень. Но не Чапай! Первый канал представил сериал о легендарном комдиве

Развлечения

«Трагедия страны и трагедия человека. Любовь, предательство, удары судьбы - то, о чем не писали в советских газетах», - так амбициозно представляет канал эту работу.

«Страсти» - первое кинообращение к образу Чапаева после легендарного фильма братьев Васильевых. С исполнителем главной роли Борисом Бабочкиным тогда попали в точку – он вошел в историю советского кино. Конечно, картина 1934 несла идеологическую нагрузку. Там пропаганда вместо правды о гражданской войне, героизация Красной армии и уничижение Белой. Тем интереснее взглянуть на Чапаева из дня сегодняшнего – когда ничто не мешает созданию неплоского образа полного георгиевского кавалера первой мировой войны и знаменитого полководца гражданской.

Для сценариста, коим стал покойный ныне Эдуард Володарский, тут поле непаханое: о личности Чапаева известно немногое, а о его дореволюционной жизни – вообще крохи. Только исполнитель должен иметь, что называется, второе дно – слишком сложен и серьезен герой.

Сериальный Чапай получился весьма неожиданным. Остановив свой выбор на малоизвестном украинском актере Сергее Стрельникове, режиссер Сергей Щербин руководствовался, видимо, чисто эстетическими соображениями. Чапай в его трактовке – бесстрашный могучий атлет со смазливым лицом и огромными чувственными глазами без явных признаков интеллекта.

…Василий едет на побывку в родное село. Открывает дверь – и застает жену в постели с жалким кондуктором Аполлоном Фунтиковым. Кажется, Чапай не знает, что делать, и ждет подсказки режиссера. А ему подсказывают опереточно рубить шашкой подушку. То ли вся злость и обида испарились в бою с куриным пером, то ли глупость этого Чапая может соперничать лишь с его отвагой, но, уничтожив подушку, он прощает изменницу и начинает ее самозабвенно тискать.

Вскоре Василий отправляется к вдове боевого друга с намерением отобрать детей – он уверен, что все женщины думают лишь о блуде. Через пару минут после получения известия о гибели мужа и заламывания рук вдова предлагает себя доселе незнакомому Чапаеву – и тот мгновенно соглашается взять ее в жены.

В общем, хрестоматийное «Чапай думать будет!» - не про героя Стрельникова. Этот Чапай думать, кажется, просто не умеет – он действует! Соответственно и «страсти» по нему получились бурные и маловразумительные. Вместо современного взгляда на трагедию гражданской войны зрителям опять налили клюквенного морса, выдав его за качественный мини-сериал.

Сейчас ТВ захлестнула волна многосерийных исторических и литературных экранизаций. Порой все воссоздано достоверно (на помощь приходят исторические клубы), но видно, что актеры - из другого времени. Они не испытали и доли того, что выпало их героям. А актерской харизмы, такой, как у Бабочкина-Чапаева или Тихонова-Штирлица, нет. Вжиться в персонаж тоже не получается. И Стрельников так и не становится Чапаевым, а, скажем, Даниил Страхов – молодым Исаевым. Наверное, если бы Чапая сыграл, скажем, Федор Бондарчук, он мог бы дать глубину образа. По-настоящему качественных «исторических» работ немного – например, недавняя «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка. Удачный образ Котовского создал Владислав Галкин, но общий уровень того сериала все равно невысок.

Возможно, это издержки стремления телеканалов перейти на развлекательное вещание. Контента требуется все больше, и планка качества снижается на глазах. Наверно, лучше и честнее не заморачиваться большими темами. А просто, как это делают на большинстве каналов, снимать непритязательное «мыло» про поиски девушками из народа своего личного счастья.

А может, лучше было снять веселый фильмец по анекдотам про Василия Ивановича? Не на Первом канале, конечно, а, скажем, на СТС, со Светлаковым-Чапаевым и Галустяном-Петькой. Анку-пулеметчицу сыграла бы Анфиса Чехова. Получилось бы смешно и без ложного пафоса. И никто бы не досадовал, что герой – смелый хороший парень, но не Чапай.1tv.ru

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгения Чапаева, внучка комдива:

- Я смотрела только первую серию. Потом переключилась на сериал на другом канале. Как художественное произведение «Страсти…», может, и неплохи. Но к моему предку отношения не имеют.

Эпизод с водружение креста на купол церкви взят из рассказов моей бабушки. Только Чапаев кричал не про свою любимую Настю, а что-то про Бога.

Крест ему дали не за то, что он вынес на себе раненого офицера. Все было куда более захватывающе. Они с товарищем пошли в разведку, обоих ранило. Василий Иванович с разбитой головой сутки притворялся мертвым, хотя немцы шевелили его сапогами. Перед рассветом, когда часовые заснули, Чапаев убил двоих немцев, а еще двоих связал и заставил нести за ним его раненого друга. И товарища спас, и двух «языков» привел.

Некогда ему было крутить любовь с женой Фурманова. Бои шли по четверо суток, а еще надо было добыть продовольствия. Ну разве тут до объятий по кустам? Сделали из него какого-то Казанову. Ну, так про Казанову бы и снимали…

Елена Фомина, научный сотрудник дома-музея В.И. Чапаева в г. Пугачев (Саратовская область):

- Актер, который играет Василия Ивановча, неплохой. Только Чапаев не был таким увальнем: он был живее, шустрее, более сухопарый. Не мог он выпивать с отцом. И мать его в то время была жива, она пережила всю семью. Актриса на роль Пелагеи подобрана хорошая, но все-таки она не была такой распутной. Ну да, она изменила мужу, пока он был на фронте. Но такого скандала не было. У нас хранится фото 1915 года: Чапаев приезжал в отпуск, помирился с ней, они в знак этого снялись на карточку. Фильм смотрим с интересом, относимся к нему как к художественному произведению. Хотя, конечно, старый фильм 1934 г. был лучше, хотя и в нем много ошибок.

Владимир Бортко, режиссер:

- Я посмотрел два кадра. Больше не захотелось. Мне показалось, что это – не особенно интересно. Могу сказать одно – надо быть очень смелым человеком, чтобы взяться за Чапаева.

Владимир Дайнес, кандидат исторических наук, начальник управления отечественной военной истории Института военной истории Министерства обороны РФ, биограф Чапаева:

- Широкий круг зрителей или читателей не знал правды о Чапаеве, и из этого фильма он ее и не узнает. Автор сценария дал волю своей фантазии. Разберем несколько эпизодов.

В первой серии молодой плотник Чапаев влюбляется в служанку из трактира Настю, за которой ухаживает и хозяин заведения. Между поклонниками девушки завязывается драка, Василий проламывает трактирщику голову и пускается с Настей в бега.

В ранее опубликованной литературе и в воспоминаниях участников Гражданской войны не удалось найти сведений об этом. В то же время сам Василий Иванович рассказывал комиссару Д. Фурманову, как он и Настя путешествовали по Волге, как в пути она заболела и умерла. Однако все это вызывает сомнение, которое вызвано дальнейшим знакомством с биографией Василия Ивановича.

Во второй серии Чапаев возвращается в родное село и женится на дочери мельника Пелагее. Но это противоречит многочисленным публикациям, так как отец Пелагеи «занимался писанием икон». Не удалось найти каких-либо сведений о «поручике Мальцеве», с которым якобы ссорился Чапаев. Это все выдумки, также как и тот факт, что у Чапаева был роман с дочерью полковника Мальцева, а затем и с женой Фурманова. Из опубликованных писем Фурманова и его жены известно, что она отвергала все ухаживания Чапаева.

В фильме в бригаду приезжает большая комиссия во главе с Троцким. Все идет к военному трибуналу комбрига, но в последний момент Троцкий меняет свое решение и направляет Чапаева на учебу в Военную академию. Во-первых, Троцкий не собирался отдавать Чапаева под трибунал. Во-вторых, Чапаев сам написал рапорт с просьбой направить его на учебу в академию. Из академии, как известно, Чапаев ушел сам, а не вызову Фрунзе, который в то время ничего не знал о его существовании.

Отметим также, что Чапаев не был Георгиевским кавалером, ибо документально установлено, что в годы Первой мировой войны он был награжден не четырьмя, а тремя Георгиевскими крестами и одной медалью.

Содержания сценария фильма о Чапаеве напоминает сценарий и содержание фильма о Георгии Жукове (имеется в виду сериал «Жуков» (2012) Алексея Пиманова с Александром Балуевым в главной роли), в котором прославленный полководец представлен любителем спиртного и женщин. В результате мы имеем искаженный образ маршала, а теперь и Чапаева.

amp-next-page separator