Чайка с куриной головой
Современники приняли ее как попытку посмеяться над спором между западниками и славянофилами. Режиссер Сторчак, ученик Анатолия Васильева, прочел пьесу как изощренную издевку над идиотизмом российской жизни, наполненной пустыми и бесполезными распрями.
Действие пьесы происходит в имении петербургского чиновника Грознова (Олег Курлов), расположенном под Верхним Волочком. Спектакль начинается с фирменной «случайности» — с занавеса табачного цвета, украшенного мхатовскими меандрами.
Есть в спектакле и еще одна штука, намекающая на его принципиальные разногласия с главой главной российской драматургической сцены страны — скатерть того же табачного цвета с нашитым на нее прямоугольником, в центре которого помещена чайка с головой курицы.
Спектакль начинается с кормления живых кур женой Грознова Аделаидой Павловной (Анна Полозова).
Это ради нее муж пригласил для написания пьески ко дню ее ангела двух писак — питерского Ухарева (Сергей Вершигин) и московского Олеговича (Николай Басканчин). Хозяин даже не подозревает, что эти столичные штучки имеют виды как на его благоверную, так и на ее сестру Ольгу. Действующие лица остались живы, несмотря на револьверную пальбу из четырех стволов, и разобрались в водевильной ситуации. Но отчего им всем так грустно, как бывает грустно, до запоя, читая Чехова? Отчего печальны их лица? Отчего они поют под аккомпанемент тоскливой виолончели (композитор Виктор Агранович) песню заунывную про «судьбу-собаку»? А в то же время чуть в стороне, сбросив обувь и стоя на коленях спиной к залу, творят намаз приказчик Грознова Прохор (Андрей Исаенков) и его сынишка, наряженный в пестрый, как восточный базар, халат.
И волей-неволей приходишь к мысли, что вечному спору между западниками и славянофилами скоро придет тот самый карачун, о котором сейчас принято рассуждать на кухнях не только двух столиц, но и городков провинциальных, где пыльная жара.