Съемки кинофильма «Два капитана» по одноименному роману Вениамина Каверина (режиссер Евгений Карелов). Актеры Константин Бердиков, Борис Токарев и Евгений Буренков (слева направо) на съемочной площадке. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Саня Григорьев из «Двух капитанов» празднует юбилей

Развлечения

Борис Токарев создал немало положительных героев на экране, а его Саня Григорьев из «Двух капитанов» давно стал частью нашего национального сознания. Как режиссер он  снял  много замечательных фильмов: «Нас венчали не в церкви», «Площадь Восстания», «Моя Пречистенка», большинство из них снимались на студии  «Дебют», которой Борис Токарев руководит уже около 20 лет. 

- Борис Васильевич, почему ваша студия называется «Дебют»? Вас волнуют проблемы  молодого кино?

- Я считаю, что проблемы молодого кино у нас на самом деле нет. У нас есть проблема дебюта. Как выпускнику  ВГИКа или  Высших режиссерских курсов сделать свой первый фильм, если это связано с большими денежными затратами? У нас много интересных ребят, но реализация их замыслов очень сильно опаздывает.  А если у молодого человека действительно интересная задумка, ее надо сразу снимать. Если же он возвращается к этому проекту спустя пять лет -  он теряет очень много  и просто перегорает. Да и сам становится другим. Из-за этой задержки мы можем потерять большое количество талантливых людей.

- Где вы себя чувствуете комфортнее - в кресле начальника или  на съемочной площадке?

В больше степени я себя, конечно, ощущаю режиссером, а не начальником. Ну а актерство для меня - это как любимое хобби.

- В картине «Маросейка,12» вы сыграли хозяина казино. А сами вы азартный человек?

 - Очень. Сцена снималась в «Пекине» - это очень хорошее казино. Во время перерывов в съемках  у меня была возможность наблюдать за игроками.  Я смотрел, как делают ставки, и в конце концов вычислил стол, за которым мне захотелось сыграть. И сел за этот стол, стал играть. Мне повезло, я выиграл, сумму правда небольшую, всего 50 долларов, но тем не менее. Ведь главное - ощущение удачи.

- В картине «Президент и его женщина» очень интересная  коллизия: семейные отношения для вашего героя оказываются важнее политической карьеры...

- Вы знаете, я считаю, что это хорошая сказка, не более. Потому что если человек вступил на путь политического лидера, то вряд ли он сойдет с этой дороги. Особенно, если он чувствует в себе силы. Правда, очень часто мы заблуждаемся на свой счет, нам кажется, что мы  это можем, а оказывается, что это очень серьезная профессия -  президент страны. И неважно, хороший у тебя PR  или плохой, ведь став президентом, ты должен самостоятельно принимать решения, собирать команду, видеть генеральную идею, к которой ты всех позвал, за которую проголосовали те, кто за  тобой пошли. И надо  по этой дороге идти, как бы ни было трудно. А у нас зачастую получается так: дошел до самого верха и все  - теперь можно отдыхать. В результате все сводится только к этим хлопушкам, называемым предвыборными кампаниями. Хлопнули -  все хорошо, сели на места и теперь давайте дивиденды будем  с этого получать.

- Как профессиональный режиссер вы, вероятно, легко различаете пиаровские  приемы, используемые политиками для воздействия на общественное сознание?

- Ну конечно, потому что по сути это то же самое, что делать фильм. И надо сказать иногда восхищаюсь пиаровскими акциями, удивительно много умельцев у нас появилось в этом направлении. Политика - это режиссура. Но если режиссер  снимет плохой фильм, то этим он нанесет ущерб себе, то есть, последствия будут достаточно ограниченны. А если президентская режиссура плохая? Тогда, извините, не только вся страна,  да еще  такая гигантская, как Россия, вздрогнет, а весь мир. Поэтому здесь с режиссурой надо поаккуратнее, потому что такие постановки могут дорого обойтись. Я к демократии отношусь хорошо, но демократия - это власть закона. А вот с этим у нас пока плохо. 

- Как сказал Петроний: что делать законам там, где царствуют деньги?

- Наверное, он прав. Простому человеку, какая разница, при какой власти он живет? Важно, чтобы ему было хорошо, чтобы он мог делать то, что считает  нужным - в рамках закона, естественно. Чтобы он чувствовал себя свободным человеком. Мужчины должны зарабатывать нормальные деньги, содержать семью, то есть мужиками себя чувствовать, понимаете?  

- Давайте, не будем о грустном. Расскажите лучше, что вас сегодня радует?

- Радует, как  преображается Москва. Мне много приходится бывать за границей,  и я вижу, что Москва сегодня превращается в настоящий европейский город, со своими  традициями, укладом жизни. При всех  сложностях, при часто меняющихся владельцах важно, что эти дома, центры, магазины, эти  отреставрированные особнячки уже есть, они существуют. Радует меня хорошее кино, наше, российское. Я не испытываю никакой зависти, ни черной, ни белой, а искренне радуюсь, когда вижу хорошую картину, или замечательный спектакль. И большая радость для меня -  это общение с друзьями. Их немного,  это мои школьные товарищи, с которыми я дружу уже более 40 лет.

- А свою семью вы любите?

- Было бы странно, если бы я  сказал: нет, я ее не люблю. Что же тогда это за семья? Семья - это  живой организм, она складывается из того тонкого понимания друг друга, умения терпеть, прощать, вместе радоваться и вместе переживать какие-то проблемы... Это ведь очень сложно на самом деле. Хотя наша семья существует  уже давно.  Жена тоже актриса - Людмила Гладунко. Мы с ней играли в фильме  «Где ты теперь, Максим?» - у Эдика Кеосаяна была такая картина в  1964 году.

СПРАВКА

«Два капитана» — советский шестисерийный приключенческий фильм по одноимённому роману Вениамина Каверина, снятый в 1976 году и ставший последним для режиссёра Евгения Карелова. Премьера фильма на телевидении состоялась 26 февраля 1977 года.

КСТАТИ

На главную роль было много претендентов, однако Евгений Карелов выбрал Бориса Токарева, сделав ставку на его положительную харизму. Сам актёр признавался, что с детства очень любил и книгу и фильм Владимира Венгерова (1955 год), который посмотрел как минимум двадцать раз, поэтому утверждение на роль Сани Григорьева принял с удовольствием.

 

 

amp-next-page separator