Борис Гребенщиков и «Аквариум» 30 ноября сыграют в «Крокусе» заключительный концерт тура «4000 лет». / Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для «Вечерней Москвы»

Борис Гребенщиков: В составе «Аквариума» - Лао-цзы и еще много тысяч человек…

Развлечения

30 ноября концертом «4000 лет. Юрьев день» в «Крокус Сити Холле» легендарный «Аквариум» завершает юбилейный тур, посвященный 40-летию группы. Накануне в Северной столице Борис Гребенщиков устроил встречу с поклонниками и СМИ, где ответил и на вопросы нашего питерского корреспондента.

На днях в Большом зале Московской консерватории состоялось первое исполнение оратории для солистов, хора и оркестра «Семь песен о Боге» Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты. В концерте приняли участие: Российский национальный оркестр, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Московский синодальный хор, Афонский хор «Филафонитэ». Дирижер - Алексей Пузаков.

- Борис Борисович, вы, приехав из Питера специально на концерт в Большом зале Московской консерватории, оказались в непривычной для себя роли зрителя! Что скажете об увиденном и услышанном?

- Оратория – не мой жанр. Но все было сделано с большим размахом, монументально, и мне было очень интересно это слушать. Все происходящее снимало ТВ, у организаторов проекта уже запланированы, как минимум, три исполнения – в Храме Христа Спасителя, на музыкальных фестивалях.

- Интересно, что буквально за три дня до этого другая симфоническая программа по мотивам песен «Аквариума» была представлена на сцене Санкт-Петербурской Академической Капеллы имени Глинки… Но там сначала джазовый трубач и аранжировщик Валерий Гайваронский сыграл свои версии ваших хитов, а во втором отделении «Аквариум» вышел на сцену вместе с музыкантами Симфонического оркестра Капеллы под управлением Александра Чернушенко… Можно ли сравнивать две этих программы?

- Концерт в Санкт-Петербургской Капелле наполовину делал непосредственно я, а для концерта в Московской консерватории просто были взяты мои песни. По-моему, оба вечера получились очень интересными. Я не имею права говорить, у кого получилось интересней. Для меня это все честь. Разве не приятно, что люди тратят такое огромное количество усилий, чтобы как-то переложить твои песни.

- 6 апреля в «Крокус Сити Холле» вы уже дали юбилейный концерт «Аквариум. 4000 лет». Сейчас же к названию программы прибавилось еще и выражение: «Юрьев день»… Что закодировано вами в этом длинном названии?

- Мы действительно сыграли в Москве программу «4000 лет» весной, а затем весь год ездили с ней по России, и не только. И вот юбилейный тур завершаем концертами в большом составе группы (12 человек) концертами в Москве, Петербурге, Киеве. А строчка «Юрьев день» придумана организаторами концертов (в разных городах организаторы очень любят давать разные названия). Но название оказалось актуальным. Я слышал, что уже оппозиция «подтянулась» и тоже решила устроить Юрьев день, провести свою акцию… Люди на ходу подметки рвут!

- А вам подобные политические акции, в отличие от многих рок-музыкантов, совсем не интересны?

- Так мне уже места не хватит – все хорошие места уже заняты (улыбается). Людьми всем известными, они давно на этой грядке. Знаете, я просто думаю, что у каждого свое дело, каждый должен заниматься тем, что ему ближе. Вот мне, например, ближе заниматься музыкой. Если кому-то ближе заниматься проблемами социальной несправедливости, я снимаю перед ним шляпу и низки кланяюсь. Главное – помочь людям. А уж, каким образом помогать – каждый выбирает сам.

- Так что же за концерт даст «Аквариум» 30 ноября в «Крокусе»?

- Как можно говорить о том, что еще не произошло?! Я буду знать сет-лист примерно за двадцать минут до начала концерта. «Аквариум» в данный момент может играть около ста песен. И нужно выбрать те, что будут уместны именно в этот вечер, в этом зале. Могу только сказать, что на сцену выйдет большой состав «Аквариума», 12 музыкантов, и наверняка прозвучит то, что мы играли в последние полгода. А кто конкретно будет, даже я не могу сказать. По-настоящему хороший концерт должен удивлять не только зрителей, но и нас самих.

- Борис, вот вы часто говорите: «Аквариум», «мы», но почти всюду появляетесь один, да и на афише предстоящего концерта изображены в гордом одиночестве… И зачем вам такая монополизация власти?

- На корабле должен быть капитан… И если всю команду на фотографии вбить невозможно, обычно изображают одного капитана. Это именно наш случай. Потому что всех нас собрать в одном месте и сфотографировать довольно сложно. Да и возникнет вопрос, а кого всех? С нами играет, например, ирландская волынщица Бекки Тейлор – она приезжает в Россию далеко не на каждый концерт, когда может, тогда и приезжает. Мы довольно гибкая группа… Поэтому сказать, что такое полный состав «Аквариума» невозможно. Думаю, тут нужно начинать от Лао-цзы (древнекитайский философ, основоположник даосизма. – Прим. Авт.) и получится много тысяч людей. Поэтому моя, извините, морда служит как торговый знак…

- Ну почему же «торговый знак» - скорей, как символ!

- Знак, символ – не важно.

- Насчет Лао-цзы как участника питерской группы «Аквариум» - сильно сказано! Хотя и несколько неожиданно…

- Если говорить серьезно, мне всегда казалось, что мы представляем из себя не столько самостоятельный творческий коллектив, сколько вообще дверь в культуру. Мы что-то поем, а потом люди пишут: «Благодаря вам я прочитал Дао дэ цзин…», прочитал и послушал еще кого-то. И то, что мы делаем как творческий коллектив, когда выпускаем новую песню, новый альбом, это лишь небольшая часть нашей работы. Поэтому «Аэростат» (авторская программа БГ на «Радио России», что выходит по воскресеньям в 13.10, а повторяется в ночь со среды на четверг в 00.10. – Прим. Авт.), который я веду с 2005 года – это тоже часть «Аквариума». – Прим. Авт.). Одна небольшая часть, которая заключается в том, чтобы так или иначе сказать: ребята, столько интересного в мире есть, чего вам не дают слушать, вот мы и хотим вам об этом напомнить…

- И все же, чем вызвана ваша столь бурная гастрольная деятельность? «Аквариум» все время в пути, все время на гастролях. Вот, в декабре у вас 12 сольных концертов в России, Украине, Казахстане… Больше Гребенщикова, по-моему, только Стас Михайлов гастролирует!

- Соперник (смеется)... Но мы ведь, начиная с 1991 года, ни на секунду не переставали ездить по России. Так что этот тур 21 год длится.

- И все-таки, откуда у вас такая энергия, такой интерес к работе? Даже после 40-летнего стажа трудовой деятельности!

- Насколько я себе это представляю, мы играем так часто, потому что у нас собрался такой состав, что было бы грешно его не показать. И вот в этом году мы сыграем все, что сыграем, а в следующем начнем играть что-нибудь другое, другим составом, по-другому. Потому что сделанное однажды повторять уже нельзя.

- В последнее время чуть ли не в каждом интервью открещиваетесь от слова «рок-музыкант» по отношению к себе, подчеркивая, что никакой вы не рок-музыкант! Но чем вам не нравится такой статус?

- У нас в России нынче складывается такая ситуация, что «рок-музыкант» должен обязательно брать молоток и идти громить неправославных. Я не очень понимаю связи одного с другим. Поэтому, на всякий случай, говорю: давайте мы будем просто людьми, которые играют музыку. Без рок, джаз, фолк и всего остального. Я не знаю, зачем эти маленькие ярлычки? Честно говоря, никогда ярлыков не любил.

- Неужели не было времени, когда вы с гордостью говорили или думали: «Вот я – рок-музыкант!»

- У нас давно уже в России есть такое народное ощущение: «Рок – это «ДипПапл»! (так наши меломаны с начала 70-х величают хард-рок-легенду группу Deep Purple. – Прим. Авт.). И все, что не «ДипПапл» - то не рок. Ну а мы явно не «ДипПапл»!

- Коренные петербуржцы обычно довольно критично настроены к Москве… А вы, Борис Борисович?

- Я в Москву влюблен. Обожаю Москву. А нелюбовь питерцев к Москве, как и москвичей к Питеру, я считаю, происходит от невежества, от незнания. Потому что стоит узнать Москву побольше – не влюбиться в нее нельзя. При этом я продолжаю любить Петербург как родной город. Но, знаете, я могу назвать еще городов сорок, к которым испытываю самые нежные чувства.

И предстоящие два концерта в Москве, 30 ноября, и Петербурге, 5 декабря, будут как два яблока с одного дерева. Но при этом могут очень сильно отличаться друг от друга. Не знаю, что нам придет в голову, понятия не имею. Сейчас на неделю уеду и буду думать, что нам сделать… В сети уже появилась, пожалуй, самая необычная работа «Аквариума» за последнее десятилетие - песня «Фавн», над которой мы работали несколько лет (11-минутная композиция БГ, симфоническая часть написана и оркестрована совместно с британским композитором Саймоном Бассом. – Прим. Авт.).

После двух шоков, после двух ноябрьских событий-концертов в Консерватории и Капелле, которые лежат вне обычного русла «Аквариума», вернуться к нормальному составу не просто.

amp-next-page separator