Скончался писатель Борис Васильев
В понедельник, 11 марта, скончался советский и российский писатель Борис Васильев.
«Он был мудрым советчиком и добрым человеком. Союз писателей Москвы скорбит о невосполнимой утрате. Светлая память о Борисе Львовиче Васильеве сохранится в наших сердцах», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Союза писателей Москвы.
[CDNVIDEO=Видео предоставлено телеканалом "Москва-24"] [/CDNVIDEO]
Церемония прощания с писателем состоится 14 марта в 11.00 в Большом зале Центрального дома литераторов. Похоронят Бориса Васильева на Ваганьковском кладбище, по соседству с супругой, скончавшейся в январе 2013 года.
Он не дожил до своего 90-летия чуть больше года.
В последнее время Борис Васильев жил уединенно и почти не общался с прессой.
Однако работал писатель до конца своих дней.
Его последний исторический роман «Владимир Мономах» вышел в 2010 году.
ИНТЕРВЬЮ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА
Это интервью Борис Васильев дал Марии Ремезовой специально для книги из серии"Автограф века" - многотомного сборника литературных портретов выдающихся деятелей отечественной культуры. Тираж каждого тома составил всего 250 экземпляров.
– Война – дело скучное, грязное и, простите, вонючее. Из настоящих фронтовиков не осталось уж никого. Раньше мы все столы сдвигали, когда друзья собирались, – особенно в День Победы. А теперь мы с женой на двоих накрываем, два фронтовика всего и осталось… Война беспощадна – она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу... В ту войну мы потеряли очень много людей. До сей поры точных данных нет, но покойный Александр Николаевич Яковлев, с которым мы дружили, этим делом занимался, и по его расчетам выходит не менее 31 миллиона человек. Немцы потеряли у нас не многим более двух миллионов. То есть на каждого немца сколько наших приходится? Вот и считайте… Немцы – прирожденные вояки. Они с удовольствием подчиняются, уважают старших по званию, «орднунг» для них все! Любому немцу погоны привесь – и перед ним вытянутся в струнку. Слава Богу, что мы их разбили…
– Писателю любой опыт нужен. По натуре я человек бесшабашный, веселый – поэтому и стараюсь "уравновесить" себя в литературе. Трагедия потрясает. Эту точку зрения, кстати, разделял и Юрий Любимов, когда ставил спектакль "А зори здесь тихие…". И на его спектакле зал не аплодировал. Трагедиям не аплодируют, и не плачут. А молчат. На премьере вдруг – полная тишина, и только девочки кланяются, и Федор, рыдающий, стоит в углу. Единственный звук – только этот рыдающий голос… И потом зал молча встает. Вот это трагедия.
Полный текст интервью читайте здесь.
ПАМЯТЬ
Юрий Кара, кинорежиссер, сценарист, продюсер:
- Смерть Бориса Васильева - большая потеря не только для моей семьи, но и для всей страны. Я помню, как был впечатлен, когда впервые прочитал роман Бориса Васильева «А завтра была война». Мне сразу захотелось снять этот фильм. Я сообщил об этом Борису Львовичу, и он пригласил меня к себе. Он показался мне очень открытым и добрым человеком. В результате я жил у него несколько дней, мы общались на самые разные темы, не только по поводу фильма. Я чувствовал с его стороны и отеческую заботу и одновременно наставническое внимание (далее...).
Дмитрий Быков, писатель:
- Борис Васильев был чудесен. Знаете, что интересно: Васильеву на полях его рукописей Борис Полевой рисовал «22». В терминологии Полевого «22» означал перебор – стилистический, эмоциональный… Особенно был испещрен этими «22» роман «В списках не значился». Этот роман действительно зашкаливает на фоне тогдашней литературы: он и страшнее, и эмоционально напряженнее. Вообще Васильев – писатель очень большого эмоционального напора, тогда это даже казалось чрезмерным. Но теперешнего российского читателя только так и можно прошибить. «В списках не значился», и «Жила-была Клавочка», и «Вы чье, старичье?» - это вещи, в которых автор действительно ударяет читателя сильнее, чем надо, и ниже пояса. Там есть чудовищные вещи, страшные сцены. В романе «В списках не значился» вся третья часть –запредельно: и гибель Мирры, и расстрел из огнеметов… Помню, как тогда, в 60-70-ые говорили, что он просто бьет по голому нерву. Но все это осталось. Он как бы предвидел сегодняшнюю эмоциональную глухоту. Его стратегия себя оправдала. И очень жалко, что сейчас так мало писателей, которые с такой шоковой силой способны о чем-то говорить.
Были у Васильева неровные вещи. На мой взгляд, ему не следовало писать историческую прозу, а он работал над этими бесконечными «Были и небыли»… Но как только он касался того, что его лично волновало, того, в чем он участвовал, он выдавал вещи исключительно подлинные. Кроме того – что большая редкость для писателя – он был очень хороший человек. Я несколько раз звонил ему брать интервью. И меня всегда поражало, что невзирая на всю свою военную славу, на свое офицерство, на долгий опыт советской жизни, он всегда был за свободу. Никогда не кичился славой предков и собственной славой, но был человеком в высшем смысле гуманистических убеждений. Ему казалось всегда, что частная человеческая судьба важнее любого державного величия. Вот почему его военная проза так трогала и в свое время воспринималась как прорыв. Он видел человека, а державные вещи и всю эту кровавую патоку он решительным образом отметал. Он воевал и знал, что это такое (далее...).
Владимир Конкин, советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России:
- Я был знаком с Борисом Львовичем лично. Познакомились в 1974 году, во время сдачи картины «Аты-баты шли солдаты» в 1976 году. Я был свидетелем разногласий между ним и Быковым. Но творческие разногласия – обычное дело между художниками, которыми оба и являлись. Для меня Васильев – один из последних рыцарей, которые писали о войне с романтической, молодой стороны. (читайте далее…)
Ирина Долганова, актриса, заслуженная артистка России:
- Я была знакома с Борисом Львовичем лично. Мы познакомились на съемочной площадке фильма «А зори здесь тихие» в Карелии. Ему был очень интересен съемочный процесс, и он присутствовал во время съемок, периодически корректируя и поправляя что-то в сценарии. Он был очень открытым и доброжелательным человеком, в нем не было гордости и звездности, хотя он в то время был уже очень популярным писателем. Мне кажется, что он прожил достаточно интересную яркую жизнь, но его творчество будет жить еще дольше: я думаю, что еще много раз его произведения будут востребованы для экранизаций и постановок (далее...).
[OBJ=А зори здесь тихие, реж. С. Ростоцкий]
Павел Басинский, писатель, критик:
- Такие повести, как «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Вы чье, старичье?», «Завтра была война» - это, конечно, классика уже. Можно сказать, советская классика, я не вижу в этом ничего обидного. Борис Васильев был в лучшем смысле этого слова советским писателем, потому что тогда существовал тот читатель и зритель, который был восприимчив к такого рода вещам. Почти все его повести и романы экранизированы и стали безусловными кинохитами: это «Офицеры», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…» Васильев был народным писателем – в самом простом и обычном смысле слова, он писал тем языком и о тех эмоциях, которые понятны и доступны всем, в том числе людям разных поколений. Они касаются всегда чего-то главного. Вот один из последних его рассказов, хотя и появился он в 1982 году, - «Вы чье, старичье?» Это же о стариках-ветеранах, которые брошены обществом и родными. Это же страшно, это безгласный крик, стон, который стоит много десятилетий у нас в стране. Одним этим рассказом он выразил столько боли.
Последние годы он писал исторические романы, всего их семь в серии «Романы Древней Руси»: и «Владимир Мономах», и «Владимир Красное Солнышко», и «Княгиня Ольга»… У него была романтическая цель показать, что у российской власти были не только диктаторы и убийцы, а настоящие герои. Эти романы прошли незамеченными, к сожалению… Но он работал до конца своих дней, жил очень скромно, даже на пике своей популярности. А последние много лет он жил в Красногорске, фактически в деревне, в собственном доме, со своей женой Зоей Альбертовной. Они поженились еще в 1943 году на фронте и с тех пор не расставались. Она умерла в январе этого года, он ее на три месяца пережил. Это была очень нежная семья…
Уходят последние писатели-фронтовики. Константин Ваншенкин был последним поэтом фронтовиком, ушел теперь Борис Васильев… Слава богу, жив пока Юрий Бондарев, здоровья ему. Уходит поколение старых, надежных, проверенных временем писателей (далее...).
Лауреат премии "Большая книга" Александр Иличевский:
- Да что тут скажешь, Борис Васильев - это замечательный писатель. Очень ясный, правдивый. И его смерть - потеря для нас. "А зори здесь тихие" - это совершенно потрясающее произведение, которое я прочитал еще в детстве. Это произведение очень тронуло меня. Борис Васильев прошел испытание моего взросления. Знаете, есть такие писатели, которые очень любимы в детстве, но перестают быть таковыми, когда вырастаешь. Но даже когда я вырос и перечитывал "Зори здесь тихие" - я не видел недостатков. Васильев - очень хороший писатель, очень ясный, правдивый.
Сергей Есин, писатель, заведующий кафедрой литературного мастерства Литературного института имени Горького
- Счастлива та писательская судьба, в которой есть несколько книг, которые были бы прочитаны всеми его соотечественниками. Борис Васильев, безусловно, счастливый писатель. Его повести "А зори здесь тихие", "Завтра была война", "Не стреляйте в белых лебедей" - вошли в сознание народа. Дело не в том, что все помнят сюжет. Но все помнят то движение чувства, которое у них возникло при чтении этих вещей. Васильев прожил долгую жизнь. В последнее время он занимался осмыслением другой стороны русской истории. Отношение к этим произведениям у разных читателей было совершенно различным, но одно точно. Он большой писатель русской и советской литературы (далее...)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Елена Драпеко: Борис Васильев всем сердцем принял мою Лизу Бричкину…
О Борисе Васильеве вспоминает актриса кино и театра, депутат Государственной Думы Елена Драпеко, сыгравшая роль Лизы Бричкиной в фильме «А зори здесь тихие…»
- Сегодня грустный, трагический день… Ушел из жизни замечательный писатель и удивительный человек Борис Васильев. Во все времена он был личностью, к которой прислушивалось время, его современники. В самом конце 60-х он написал повесть «А зори здесь тихие», которая сразу же обошла всю бескрайнюю советскую страну, стала, как бы сейчас сказали, бестселлером. Тогда журнал «Юность», где повесть была впервые опубликована, а затем и книга Васильева, передавалась из рук в руки. Помню, я прочитала ее в институте, когда училась на первом курсе, и в мыслях не держа, что с одной из героинь этой повести будет связана вся моя жизнь….
СПРАВКА «ВМ»
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.
Любовь к литературе и истории «с детства переплелись в его сознании». Еще обучаясь в школе, Борис Васильев со своим другом выпускал рукописный журнал.
А после 9-го класса началась война. 3 июля 1941 года Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. В Смоленске он попал в окружение и вышел из него в октябре.
После этого его по личной просьбе направили в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу.
Во время боевого сброса в 1943 году Борис Васильев попал на минную растяжку и был доставлен в госпиталь с тяжелой контузией.
В этом же году он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. Там будущий писатель встретил Зорю Альбертовну Поляк, которая позже стала его женой. В свою очередь сокурсниками Бориса Васильева были сын известного поэта Евгений Пастернак и Георгий Степанов, который стал крупным ученым в области механики.
Уже в 1954 году он уволился из армии в звании инженер-капитана. Причиной послужило желание заниматься литературой.
Первым произведением писателя стала пьеса «Танкисты» (1954). Ее под названием «Офицер» приняли к постановке в Центральном театре Советской Армии. Однако после двух просмотров в декабре 1955 года накануне премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии.
Дальше Борис Васильев пишет пьесу «Стучите и откроется» (1955), которая была поставлена театрами в Германии.
В это же время по его сценариям ставятся кинофильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960).
Кроме того, для заработка Борис Васильев писал сценарии для телепередачи КВН («Клуб веселых и находчивых»), сочинял подтекстовки к журналам «Новости дня» и «Иностранная хроника».
Первой книгой писателя стал сборник сценариев «Клуб веселых и находчивых» (1968).
Что касается прозаических произведений, его первой повестью стал «Иванов катер». К моменту ее публикации уже была напечатана и другая повесть – «А зори здесь тихие…». Именно с этим произведением Борис Васильев заявил о себе.
До сегодняшнего дня «А зори здесь тихие…» переиздавались и переиздаются. По этой повести был снял популярный одноименный фильм (1972).
После этого произведения Борис Васильев продолжает писать о войне. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина» - тема войны и судьбы поколения становятся для писателя главным событием в жизни.