Хамовная слобода на скатертном месте, писательская обитель и исчезнувшая фабрика. / Фото: «Вечерняя Москва»

Хамовная слобода на скатертном месте, писательская обитель и исчезнувшая фабрика

Развлечения

Название ее произошло от села Кадашево, которое упоминается еще в 1504 году. Главным занятием жителей слободы было изготовление бочек — оттуда и название пошло, а с XVII века еще и ткачество. Ткачей, изготовлявших льняное полотно для нужд двора, звали хамовниками. В слободских документах дворы ткачей определялись так: «двор в Хамовной слободе на скатертном месте». Туда, в Кадаши, мы и отправились с краеведом и экскурсоводом проекта «Выход в город» Милой Водостой.

Якиманка, Ордынка, Казачий, Старомонетный, Большой Толмачевский и Лаврушинский переулки. Сплетение улочек, само очарование и дух старой Москвы, тишина, под ногами брусчатка, Третьяковская галерея, золото церквей, которые здесь, кажется, повсюду.

Небылицы о Драмлите

Мы выскочили из метро «Третьяковская» и оказались на солнечной Ордынке. Народу здесь всегда много, но, несмотря на это, становится спокойнее, что ли. Налево, направо — всюду глаз выхватывает отблески колоколов.

Храм великомученицы Екатерины на Всполье, Марфо-Мариинская обитель, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», церковь Николы в Толмачах, храм Святого Николая в Пыжах… — Пойдем за народом, — предложила Мила. Людской поток плавно тек в Лаврушинский переулок, к Третьяковке.

— Посмотри, — указывает Мила мне на высящееся слева, в Большом Толмачевском переулке, здание, — «писательский» дом. Обрати внимание — сталинский ампир.

Дом внушал уважение уверенной, колоритной постройкой. В 30-е годы прошлого столетия Иосиф Виссарионович Сталин решил: все писатели должны обитать в одном месте. Сказано — сделано, «сгрудили» писателей. Под общей крышей оказались Агния Барто, Всеволод Вишневский, Илья Ильф, Юрий Олеша, Михаил Пришвин, Константин Паустовский и многие другие именитые литераторы. Дом стал прототипом булгаковского из «Мастера и Маргариты», где проживал критик Латунский, натерпевшийся от Маргариты. Сам литературный Латунский стал прообразом настоящего начальника репертуарного комитета Осафа Литовского, который запрещал и «Багровый остров», и «Кабалу святош», и «Зойкину квартиру» писателя.

Воскресение, которого не случилось

Кадашевская слобода изъедена переулками. В названии каждого отображается исконное занятие его жителей: в Казачьем селились казаки, в Толмачевском — толмачи, переводчики. Попетляв проулками, вынырнули к метро, удивленно переглянулись:

— Все дороги к Ордынке ведут!

На самом деле дороги ведут к сердцу этого кусочка Москвы — к храму Воскресения Христова в глубине 2-го Кадашевского переулка. Свернув в переулок, очутились перед опутанным сеткой страшным остовом кирпичного здания. Рядом — блестящий жестяной забор, за которым виднелись мрачные, ужасающие каркасы некогда фабричного корпуса в кирпичном стиле, зияющие пустотой окна. По сути, за «регенерацию» выдают снос ценной исторической застройки.

Общественность давно бьет тревогу, предупреждая, что незаконные работы угрожают и храму Воскресения Христова, который стоит по соседству. Он высился у пустоши гордо. Величественно. Со своими чуть облупившимися, потускневшими куполами, в своих изъеденных временем стенах.

Церковь стала главным оплотом борьбы за сохранение слободы. В 2004 году при храме был создан музей «Кадашевская слобода», в котором попытались воплотить дух средневековой Москвы.

— Огромный участок, который мог стать памятником российской промышленности, сносится и застраивается под офисно-жилищный комплекс, — с горечью рассказывает сотрудница музея Лидия Шестакова, — мы уже и письма кому только не писали, все без толку! Нашему приходу принадлежит два участка, которые завещал церкви купец Павел Пирогов. И документы есть. Но кто нас послушает… В 2010 году, когда сносили владение с лица земли, на защиту слободы поднялись местные жители.

— Одна женщина, — рассказывает Лидия, — которая вышла протестовать против сноса, поведала нам: один корпус фабрики принадлежал до революции ее прапрадеду Николаю Григорьеву, выходцу из крепостных, который за короткое время организовал свое дело — гастрономическую фабрику, гремевшую на весь мир. Бывают же совпадения! Увы, широкое участие общественности не помогло — исторические постройки были уничтожены.

Лидия вздыхает:

— Смотреть больно на то, как уничтожаются памятники. А в Кадашах есть о чем заботиться и что защищать…

СПРАВКА «ВМ»

Храм великомученицы Екатерины на Всполье — первые сведения о деревянном храме на этом месте датированы 1612 годом. «Всполье» в языке Москвы тех времен означало «пахотные земли, расположенные за фактической границей городского поселения».

Государственная Третьяковская галерея — названа по имени московского купца и мецената Павла Михайловича Третьякова, который в 1856 году начал коллекционировать работы современных художников, желая «собрать русскую школу как она есть». А в 1892 году меценат передал галерею в дар Москве.

Храм святителя Николая в Толмачах — храм-музей, домовая церковь при Государственной Третьяковской галерее, постоянное местонахождение иконы Владимирской Богоматери.

Храм Воскресения Христова в Кадашах — первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году, Первоначально храм называли «церковь Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. Святыни храма: мощи оптинских старцев, образ святого царя-мученика Николая, Тихвинская икона Божьей Матери.

amp-next-page separator