Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино. / Фото: kinopoisk.ru

5 легендарных фильмов Сергея Эйзенштейна

Развлечения

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить лучшие работы великого новатора и кино-революционера.

Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок», после чего задумал цикл из восьми фильмов, озаглавленный «К диктатуре». Съёмки начались сразу с пятой картины, получившей название «Стачка».

Стачка (1925)

Возмущённые тяжёлыми условиями труда заводские рабочие организуют забастовку. Во время их мирной демонстрации подкупленная шпана устраивает провокацию, после чего власти подавляют восстание.

Эйзенштейн, желая уйти от традиций «старого» театра, использовал в картине стиль изображения, похожий на кинохронику, отказался от введения главных героев, и постарался применить все доступные ему кинематографические приёмы и техники.

Фильм считается новаторским с точки зрения ракурсов и монтажа и первой лентой в духе социалистического реализма.

[OBJ Фрагмент кинофильма «Стачка» (1925)]

Броненосец «Потёмкин» (1925)

Сценарий этой поистине культовой картины был основан на реальных событий, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» команда подняла восстание и захватила корабль.

По результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году, картина была признана первой в числе 12 «лучших фильмов всех времён и народов».

Примечательно, что фильм получил высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха. На встрече с кинематографистами 28 марта 1933 года Йозеф Геббельс сказал: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не твёрд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».

Фильм многократно становился объектом цитирования и кинопародий, причём в большинстве случаев внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потемкинской лестнице.

[OBJ Знаменитая сцена на Потёмкинской лестнице из кинофильма "Броненосец Потёмкин" (1925)]

Да здравствует Мексика! (Que viva Mexico!) 1931

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма про Мексику, однако, после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году режиссёр занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В конце семидесятых фильм всё-таки вышел на экраны в монтажной редакции Григория Александрова.

[OBJ Фрагмент кинофильма «Да здравствует Мексика!» (1931)]

Александр Невский (1938)

Сказание о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере, относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.

«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех. Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом.

Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного».

[OBJ Фрагмент кинофильма «Александр Невский» (1938)]

Иван Грозный (1944)

Идею о необходимости создания картины об Иване Грозном высказал сам Сталин, предложивший подобрать для этой работы крупного мастера-режиссёра. Он же лично утверждал сценарий.

Основой сюжета фильма является история укрепления единовластия в Русском государстве при Иване Грозном. Достижение абсолютной власти путем коварства и жестокости обрекает царя на одиночество и неразрешимые сомнения.

Вторая серия картины была отправлена Сталиным на доработку (Эйзенштейна критиковали за отсутствие показа опричнины как нового слоя феодалов, на который опирался царь), осуществить которую помешала только лишь смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны только в 1958 году.

Третья серия существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах. Небольшой её фрагмент («Рыцарь Штаден на опричном дворе») был представлен зрителю в 1988 году.

В своей автобиографии великий комик Чарли Чаплин писал: «Иван Грозный» представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты».

[OBJ Фрагмент кинофильма «Иван Грозный» (1944)]

amp-next-page separator