Москвичка Аида Ведищева - одна из талантливых молодых исполнительниц эстрадных песен. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Аида Ведищева: прелюдия и рапсодия жизни

Развлечения

Аида Ведищева давно уже американка, в Россию приезжает с концертами. Но здесь ее никогда не забывали, хотя долго знали только ее безымянный голос. Почему-то в СССР было табу на эту артистку, но табу весьма странное: ее песни стали саундтреками многих кинохитов и сопровождением любимых мультфильмов, просто в титрах и на афишах отсутствовало имя исполнительницы.

Предположения, почему так происходило, есть и у певицы, и у ее коллег по цеху, но определенной причины странного отношения к ней никто не знает. Среди прочего называют и личную к ней неприязнь министра культуры Екатерины Фурцевой, и чуждые социалистической культуре мюзиклы, подобие которых она устраивала из своих концертных постановок. Так или иначе, около тридцати лет назад Аида Семеновна уехала из родной страны. "ВМ" она охарактеризовала свой поступок так:

- Меня выжили из Советского Союза, который я любила и не собиралась променять на другую страну. И все же с детства я была будто иностранкой... Америку я приняла сразу. Она меня - не сразу...

Известны истории и обучения сорокалетней советской эстрадной легенды в американском колледже наравне с местными тинейджерами, и брак, а затем вероломный развод со штатовским миллиардером. Но страну, где любят делить население на успешных и лузеров, таким не проймешь. А Ведищева не осталась там незамеченной эмигранткой. Чем же взяла? 

Американцы истово чтут свой символ - статую Свободы, но никто не догадался запечатлеть ее на сцене. Это сделала русская эмигрантка, наведя фурор в прессе и в умах творческой интеллигенции. Аида Ведищева создала постановку "Masterpiece and Singing Liberty". В ней она появляется на сцене в образе Статуи Свободы и взывает ценить и беречь свободу, за которую деды и прадеды великой страны проливали кровь.

Эксперимент творчески удался и был прекрасно принят обществом, критиками, а власти пожаловали титулы и награды. Зрители во время исполнения баллад Ведищевой в образе Статуи Свободы  вскакивают, кладут руку на сердце - хотя это не гимн - и вместе с ней поют: "God bless America...". 

Аида Семеновна прославляет не только США, она также написала и поет в Америке баллады о событиях на ее Родине - Чернобыльской катастрофе, юбилее Великой Победы. В Нью-Йорке и Лос-Анжелесе, где певица прожила большую часть своей эмиграции, она занималась, в основном, мюзиклами, наконец-то нырнув с головой в любимое искусство.

В Москве у нас с Аидой Семеновной нашлись общие знакомые, и во время ее приезда мы встретились за чаем и поговорили.

- Аида Семеновна, почему российская пресса назвала Вас первой "фанерщицей"?

- Я была поражена этим! А дело в том, что с музыкантами мне было трудно работать - они и пьяными могли приехать на концерт, и опаздывали. А еще у меня отбирали целые музыкальные составы, с которыми я репетировала по несколько месяцев. И я придумала обходиться без них - записала музыку, которую ставили на выступлениях, а пела под нее своим голосом. Тогда я пошла к замечательному музыканту, моему другу, дирижеру радио и телевидения Юрию Васильевичу Силантьеву и записала с ним музыкальное сопровождение всех своих песен. Сделала новое шоу «Вечная песня любви». На сцене были только я и мои танцоры, исполнитель пантомимы Борис Куковенко, три брата-близнеца Абидовы. Ребята одного роста, похожие как три капли воды, стройные, красивые, пластичные! Получилось а-ля бродвейское шоу.

- А что за история: Ведищева – советский миллионер?

- Нужно было исполнить «Песенку про медведей» в «Кавказской пленнице». Я пришла, спела и ушла. Звонит мне редактор «Доброго утра» Гунна Голуб и сообщает, что выбрали мой голос. Но в титрах фильма я свою фамилию  не обнаружила. Через год звонит Зацепин и приглашает исполнить песню «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке». История повторилась… Песня стала хитом, но посыпались анонимные письма с требованием «прекратить безобразие». Но как только вышла пластинка с «Песенкой о медведях», я стала первой советской «миллионершей», конечно, не по деньгам — все доходы шли только в казну, — а по тиражу. Семь с половиной миллионов человек раскупили запись! На конкурсе «Эстрада-66» я исполнила песню Станислава Пожлакова «Гуси-гуси», и снова — первое место. В следующем году снова стала первой на этом конкурсе с песней Владимира Шаинского «Если б я была тобой». В 1968 году заняла первое место по продаже грампластинок. И вот тогда меня как «миллионершу» отправили в Сопот на День грампластинки. В Сопоте я познакомилась с Карелом Готтом, Джорджем Марьяновичем, Радмилой Караклаич. Радмила стала моей подругой, прилетала в Америку на мой юбилей в 2005 году.

- А после вы были замужем за настоящим американским миллионером...

- Я попала в другой мир. Сначала это было интересно, привлекательно. Но вскоре муж сказал, чтобы я прекратила гастроли. Я послушалась. Но недолго выдержала. И надоел образ жизни - мы путешествовали, гулянки на кораблях, меня просят там петь... Я вся в творчестве, и свободу люблю. Мне не хватало публики. Он оскорбился моим решением расстаться с ним. Мы судились с мужем три года. Сначала он всего меня лишил, моих адвокатов он перекупал, они меня подводили. А потом я сама изучила законы, и кое-что себе вернула, выступив в суде защитником самой себя. Достаточно вернула, а много мне не надо - я все равно все трачу на творчество, на мюзиклы все-все спускаю.

- Принять решение об эмиграции не просто, что стало ключевым моментом?

- Однажды я была очень расстроенная… Отменили мой концерт, в афишу вписали имя другой артистки. Я как была, одетая, задремала в кресле. Это был не сон. Вдруг слышу: скрипнула дверь, потом приоткрылась, все было в ярком свете, фигура в белом одеянии и незнакомый голос говорит: «Уезжай».

- Может, эта белая фигура и была американской Свободой?

- Может, это она и была. Неясно было... Но пора было ехать в Ташкент, на гастроли, видение подзабылось. Приехала, иду на радио. Знакомые встречают: «Аидка, ты еще здесь?» А я в ответ: «А где я должна быть?». «Да приказ же пришел размагнитить твои записи, и мы это сделали, нам сказали, что ты уехала в Израиль». Тут и вспомнилась фигура в дверном проеме с наставлением уехать...

- Как изменилась наша страна, что в нынешней России не похоже на СССР?

- Не нужно было сметать хорошее, что было в прошлой стране, там было много хорошего. Но сейчас я рада, что у вас есть все, есть свобода. Конечно, пока трудно: кто-то отхватил себе помногу в перестройку, другим осталось очень мало, это неправильно и плохо. Поэтому пока такой вот период, что очень многим трудно. С другой стороны, в погоне за деньгами люди потеряли Бога. Мораль всегда должна быть.

- Помимо переезда в США, какие переломные моменты есть в Вашей судьбе?

-  Я исцелилась после заболевания раком больше шестнадцати лет назад. После чего поняла - до того у меня была прелюдия к жизни, а вот потом - рапсодия! Произошла реинкарнация при жизни. И сейчас у меня лебединая песня - мой мюзикл.

amp-next-page separator