14 июня у одной из самых необычных певиц нашей сцены - бенефис. / Фото: Пресс-служба Ирины Богушевской

Ирина Богушевская: Барышня, хулиган, Вертинский и босса-нова

Развлечения

Певица, поэтесса, композитор… Что еще? Все остальное: Ирина Богушевская - это всегда особое ощущение музыки и вокала. Особая атмосфера невторичности происходящего – на всех ее концертах. Не случайно Ирину считают основательницей сразу двух жанров нашей эстрады: театрализованный джаз и кабаре-рок.

Но дело, конечно, не в терминах. А прежде всего в том, что каждое выступление этой всегда необычной певицы просто пронизано поэзией - в основном тонкой и высокой, как она сама.

Именно таким будет ее вечер в столичном Зале Чайковского – 14 июня Ирина впервые выступит перед своим зрителем с настоящим бенефисом. Впервые будет сама читать со сцены свои стихи, которые вскоре выйдут отдельным сборником в престижном московском издательстве. И конечно же исполнит свои главные хиты: и с первых , немного « заоблачных» альбомов «Книга песен» и «Легкие люди» (написанных вместе с тогдашним супругом и постоянным единомышленником Алексеем Кортневым) – и до недавнего сборника «Куклы», где слова звучат более жестко – но остается неподражаемая лирическая интонация, которая, как всегда, внушает светлую надежду на лучший исход житейских и прочих бурь и проблем… За несколько дней до своего бенефиса в Зале Чайковского певица дала интервью корреспонденту «Вечерки». 

В белом фраке, в перстнях с черепами… 

- Ирина, зрители знают вас как человека, который постоянно ищет все новые «точки отсчета» на сцене и «вокруг нее»... Какие из этих «точек» вам самой показались наиболее интересными ориентирами ?

- Спасибо на добром слове! Действительно, я все время обращаюсь к каким-то новым для себя темам, и это часто бывает связано с новым партнерством. Правда, всегда действует одно правило: я занимаюсь только тем, что мне по-настоящему дорого и интересно. Только это дает результат, который приносит удовольствие и тебе, и публике!

Так было, когда мы с Александром Ф. Скляром пели и записывали песни Александра Вертинского, шутя называя свой дуэт «Барышня и Хулиган». Представляете, мы пришли к музыке Вертинского, можно сказать, с разных полюсов: я из спектаклей Театра МГУ, а Саша – из тяжелой рок-музыки. Я была в белом фраке, а у него на пальцах – перстни с черепами. Тем не менее, нас объединила любовь к Вертинскому, и в итоге она оказалась сильней того, что нас отличало. Наша программа прожила несколько лет и была очень успешной.

Потом времени на нее мне хватать перестало: в дополнение к сольным концертам и гастролям я вписалась в музыкальный спектакль Ирины Апексимовой «Веселые ребята», мне досталась роль Анюты, помните, «Я вся горю, не пойму отчего»? И снова это была моя любовь – на сей раз детская; все детство я смотрела на великую Любовь Орлову и жгуче мечтала однажды спеть эту арию со сцены, в этом прекрасном белом костюме, в белом цилиндре и с фонарем подмышкой! Так что это была, что называется, «сбыча мечт», особенно учитывая то, что моим напарником в этом спектакле был Дмитрий Харатьян.

Следующий дуэт – с моим давним университетским другом и наставником Алексеем Иващенко, и снова одна из самых больших моих музыкальных привязанностей: бразильская босса-нова. Я безумно люблю эту музыку, она делает меня счастливой – и судя по тому, что «Девушка из Ипанемы» является одной из самых исполняемых песен в мире, не только меня одну. Мне давно хотелось спеть босса-новы по-русски, а Алексея я знала не только как прекрасного барда и одного из авторов «Норд-Оста»; я знала, что он еще и прекрасный переводчик. Позвала его в соавторы, и в итоге он так увлекся босса-новами ! Мы показали премьеру концертной программы, а буквально через пару лет она с помощью наших арт- друзей выросла в международный фестиваль во МХАТе - с симфоническим оркестром, с Послом Бразилии в России, открывающим вечер… Знаю, что босса-новы в наших переводах уже поют по всей стране – и это, наверное, главный плод нашего сотрудничества с Алексеем: то, что многие узнали и полюбили эту музыку.

- А потом была удивительная «Детская площадка» - вполне взрослый разговор с юными слушателями: о прекрасном, вечном и сиюминутном; о серьезных жизненных трудностях и вопросах…

-Да - несколько лет назад я была очень озабочена детской музыкой: подрастал мой младший сын, и мне нужны были для него какие-то хорошие, качественные пластинки. Я долго искала, не вышло ли чего-нибудь похожего на любимых «Бременских музыкантов», - но Горбушка была переполнена детскими дисками, записанными кое-как, иногда при помощи авто-аккомпанемента в синтезаторе…

И примерно в то же время у нас дома появился диск, где поэт Андрей Усачёв пел свои чудесные, смешные и добрые, песни под одну гитару. Слушая этот диск, я как-то прикинула, какие замечательные аранжировки сделала бы для этих песен со своей группой… А потом мы, случайно или нет, познакомились с Андреем – и пошло-поехало! Сделали совместную программу, - а уже через год записали диск «Детская площадка». У меня была идея сделать красочный буклет, где для каждой песенки была бы своя страничка с картинкой – и питерская художница Мария Якушина нарисовала нам совершенно потрясающие иллюстрации. В общем, почти полгода жизни я потратила на проект, от студийной записи до презентации, - и как продюсер ужасно горда тем, что в 2012 году он выиграл Национальную премию «Золотой медвежонок» как Лучшее детское издание года. Теперь разобраться бы с сольным альбомом и с презентацией моего сборника стихов в Зале Чайковского – и надо скорее записывать «Детскую площадку №2», со всех сторон требуют продолжения.

Целое приключение!

- Судя по всему, на ближайшем концерте в Зале Чайковского зрителей тоже ждет немало «фирменных» творческих сюрпризов «от Богушевской»?

- Это будет совершенно особенная история: концерт-презентация поэтического сборника, который сейчас готовит известное московское издательство. Это крупнейшее российское издательство, я была очень польщена их предложением опубликовать мои стихи, но вежливо объяснила, что большинство из них – это все-таки тексты моих песен. И без музыки некоторые из них смотрятся на бумаге, будем говорить, непривычно. Тем не менее, идеей я загорелась – и решила впервые в жизни собрать под одной обложкой, во-первых, все тексты песен со всех своих пластинок, а во-вторых - множество неизданных стихотворений, в том числе и ранних.

Когда-то я печатала их, еще на пишущей машинке, вперемешку с курсовыми и рефератами в МГУ – и невероятно мечтала о том, что однажды они будут изданы. Время шло, у меня родился сын, потом я разбилась в автокатастрофе и долго после нее возвращалась к нормальной жизни, потом работала на двух работах и вечерами ездила на репетиции и концерты… в общем, было не до поэзии, сплошная проза жизни! И вот прошли годы, и этой весной я сидела, разбирала свои черновики, слушала ранние песни – и вдруг поняла, что за многие из них совсем не стыдно. И я решила на презентации в Зале Чайковского не только спеть свои нынешние вещи и премьеры с нового альбома «Куклы», - но и подготовить целое отделение ранних песен и стихов.

Мне, с одной стороны, очень жаль, что они не были записаны по горячим следам. С другой стороны, если они прошли такое испытание временем... Да, есть ощущение, что эти песни написаны другим человеком: более ранимым, более открытым, чем я сейчас, и гораздо более беззащитным. В общем, петь этот материал – целое приключение. И отдельное приключение - читать со сцены свои стихи. Это я вообще буду делать впервые в жизни. Так что вечер будет особенный по всем статьям.

Полет на гребне волны

- Немного статистики: за годы творческой работы вами создано более 100 оригинальных песен . Наверняка многие из них «содержат» живые истории, приключившиеся с вами? Порой удивительные – как все в поэзии…

- Интереснее всего, что иногда в песнях ты как бы предсказываешь себе самому события, которые потом происходят только через несколько лет! Так было с песней «Эти большие волны» - я написала ее в период абсолютного одиночества, но она оказалась вся пронизана ощущением полета на гребне волны, восторга от того, насколько сильно ты любишь…

Так было и с песней «Добро пожаловать домой»: я сделала ее по заказу для новогодней мелодрамы «Суженый-ряженый». Помню, мне привезли демо-версию фильма,

вечером я села ее смотреть и вдруг через пару часов обнаружила себя ревущей перед экраном. Не знаю, то ли режиссеру Дмитрию Иосифову удалось найти такую тонкую ноту, то ли просто, знаете, попала история «в жилу», - но меня разобрало так, что еще через пару часов вся песня была уже готова.

В фильм мы с ней, правда, не успели по срокам, его внезапно поставили в сетку, но я взяла ее в репертуар и пела на концертах. И вдруг у меня в жизни происходит встреча, которая буквально как по нотам расписана в этой песне, - и совпадает все до мелких подробностей… Никак не могу привыкнуть к таким вещам! И все это подтверждает теорию, что каждый из творческих людей – всего лишь проводник, а информация приходит откуда-то и проходит через него к людям. И в любой момент эту способность могут отобрать так же легко, как дали. Думать об этом, по-моему, очень полезно – для профилактики звездной болезни.

Железная Апексимова

- Ваша жизнь так богата на встречи с замечательными, интересными, самыми разными творческими людьми. Какие из них все же запомнились больше всего?

- Я с удовольствием вспоминаю время, проведенное в труппе спектакля «Веселые ребята», и прежде всего – Иру Апексимову. Я никогда раньше не видела человека, который обладал бы такой железной выносливостью и работоспособностью. Она была продюсером спектакля и отвечала абсолютно за все, от аранжировок до изготовления декораций.

У нее никогда не выключался мобильный телефон. Ей могли во время репетиции какой-нибудь сложной актерской сцены позвонить из мастерских и сообщить, что они не успевают сделать «копыта» для «животных» – помните, в фильме по сюжету действует целое стадо? Так вот, у нас в спектакле актеры ходили в меховых костюмах и на огромных котурнах, - так, что возвышались над остальными на полметра. Однако премьеру они играли без «копыт»! И все это надо было разруливать, на все находить силы.

Перед премьерой у нее сел голос, за кулисами дежурил врач, были инъекции в связки… И конечно, потом написали всякие разные вещи про ее вокал. И все это надо было вынести! После общения с Ирой я как-то очень сильно пересмотрела свои взгляды на то, сколько сил ты обязан вкладывать в свой проект и сколько мы реально можем успевать по жизни. Это была отличная школа!

Энергоблоки и цигун

- Не скрою – отношусь к числу тех завистниц ( белой завистью), которые с удивлением рассматривая вашу фигуру на сцене, не просто не находят изъянов – умение с годами оттачивать свою внешность, поистине, вызывает восхищение! И как вам это удается?

- Да, тут есть особая «техника»: к примеру, я решила пройти перед таким ответственным концертом курс специальных профессиональных массажей, убирающих спазмы и «лишние» энергетические блоки в организме - особенно в диафрагме, которая у певцов часто страдает от перегрузок. Вернее, это не просто массаж, это синтез сложных реабилитационных технологий: массажа, стретчинга (упражнений на растяжки) и специальных упражнений. Это трудный и моментами довольно-таки болезненный процесс, но надеюсь, результатом будет то звучание, которое хотелось бы показать в Зале Чайковского…

Я-то, наивная, думала, что если я вешу50 кгпри росте164 см, много двигаюсь, практикую дыхательную гимнастику цигун, периодически езжу верхом - то застрахована от проблем, возникающих при большой нагрузке. Оказывается, нет; даже какой-то давний стресс, о котором мы уже позабыли, может «сигналить» головными болями, хронической усталостью. Что говорить о нашей профессии, в которой ты обязан держать форму, несмотря на взлеты-посадки-саундчеки-нервы-недосыпы? И все это длится годами? Так что приходится теперь буквально выжимать из организма все эти давние накопленные проблемы, - но ощущения легкости и пластичности после каждого сеанса того стоят!

Секрет гармонии

- Немного личного, если можно: говорят, все мы «начинаемся» в детстве Каким оно было у вас?

- У меня было очень счастливое детство, меня любили и посвящали мне много времени. Поэтому главное, что я получила в детстве – это ощущение того, что тебя любят. Это бесценный капитал, и всю жизнь он меня спасает в трудные минуты. Поэтому своих детей я хотела бы видеть такими же защищенными моей любовью, сознанием того, что в самый трудный момент я буду на их стороне.

- А что самое главное вы хотели бы видеть в своих сыновьях?

- Мне хочется, чтобы они умели любить ближних, как самих себя. В этой фразе часто забывают про слова «как самих себя», - а ведь это очень важно, чтобы человек себя как минимум уважал. Мне хочется, чтобы они были здоровы и чтобы нашли свое дело в этой жизни; каким оно будет – неважно. Быть на своем месте и уметь любить, - в этом, мне кажется, секрет гармонии…

amp-next-page separator