Никита Михалков веселил гостей свежими анекдотами, а сам все поглядывал: где же Депардье? / Фото: Алексей Родченко

Российское кино в зеркале ММКФ. Своих-то мы и не заметили...

Развлечения

Несмотря на критику, развернувшуюся в адрес ММКФ, уверена - российское кино на фестивале не потерялось, а скорее наоборот – привлекло много внимания.

В конкурсе было аж три российские картины, одна из которых – «Иуда» - была отмечена призом за лучшую мужскую роль. Основная российская программа проходила в Доме Кино. Но я хочу напомнить не только о фильмах, показанных там, но и о тех, что были в основных программах фестиваля. Причем ни одна из них не получила призов, не вызвала пристальных взглядов критиков, но это кино, несомненно достойно внимания и дальнейшего признания и продвижения.

Одним из таких фильмов стала картина режиссера Константина Лопушанского «Роль», показанная в рамках конкурса. Действие происходит в послереволюционной России, вступившей в гражданскую войну. Главный герой – известный для того времени актер, роль которого очень точно и проникновенно исполняет Максим Суханов. Герой волей обстоятельств решил исполнить чужую роль – погибшего комиссара, но исполнить не на сцене, а в реальной жизни. Он не смог отказать себе в этом, упустить такой шанс, так как настоящий актер всегда готов к экспериментам. Но он не знал, что этот эксперимент - рискованный, и обернется экспериментом над собственной судьбой, и даже жизнью. В конце фильма актер погибает, и это звучит как гимн актерской профессии – это ремесло требует гибели всерьез, если ты настоящий артист и подлинный художник. Фильм снят в стилистике черно-белого кино, где переплетаются кадры богемной жизни 20-х годов с натуралистическими кадрами показа ужасов гражданской войны. Безусловно, фильм «Роль» стал заметным явлением кинофестиваля, и, на мой взгляд, Максим Суханов вполне мог бы претендовать на лучшую мужскую роль.

В рамках Гала – премьер мы увидели совсем другую картину режиссера Владимира Аленикова «Война Принцессы». У этого фильма была сложная судьба, режиссер снял его давно, потом была тяжелая история с правами на него, фильм пришлось перемонтировать. Он снят в стилистике голлувудского вестерна по-русски – история про юных Ромео и Джульетту, существующих в жестких условиях реального криминального и очень взрослого мира. Действие происходит в начале 90-х в подмосковном городке Росрентген, разделенного на сферы влияния двумя подростковыми бандами – «рентгенами» и беженцами с Кавказа. Главные герои – юные Карен и девчонка по кличке Принцесса полюбили друг друга. Но они принадлежат к разным кланам, и в городе разворачивается настоящая война против их чувства. И им ничего не остается, как с оружием в руках отстаивать свою любовь. Конечно, ужасает то, что фактически маленькие дети играют в очень взрослые игры, столкнувшись с кровью, насилием, жестокостью. Но любят они по- взрослому и готовы за это отдать жизнь. Конечно, фильм можно воспринимать, как жестокую сказку, но ведь и реальность бывает жестока и беспощадна. Ромео и Джульетта по-русски – фильм выстраданный и хочется пожелать ему дальнейшей счастливой судьбы.

Совсем иная картина – немного грустная комедия из современной российской жизни режиссера Карена Оганесяна «Марафон». В центре ее - история неудачника Толика – тренера по водным видам спорта, удачно исполненная актером Михаилом Пореченковым. Герой, у которого крайне не ладится ни личная жизнь, ни работа, случайно – почти при трагикомичной ситуации, знакомится с пожилой женщиной Анной Ильиничной, великолепно сыгранной Екатериной Васильевой. Она живет в доме престарелых, откуда постоянно сбегает, будучи натурой неуспокоенной, свободолюбивой, не желающей мириться с собственной старостью и отправляться на покой. Анна Ильинична с трудом втягивает Толика в довольно авантюрное предприятие – участвовать в марафонском забеге на небоскреб в Нью-Йорке с призом в миллион долларов. И как бы ни выглядело это абсурдом, герои все- таки попадают на этот марафон. Но заканчивается все очень грустно. Это история о двух лузерах, но людях несдающихся, неких печальных романтиках и мечтателях, история о наших реалиях и обычных людях, которые составляют половину России. Картина к счастью уже выходит в прокат и хочется пожелать ей удачного будущего.Теперь о фильме, показанном только в рамках Российской кинопрограммы в Доме Кино. Фильм «Упакованные» - режиссерский дебют известного поэта, сценариста и драматурга Петра Гладилина. Когда-то его пьесы «Тачка во плоти», «Ботинки на толстой подошве», «Афинские вечера» гремели по театральной Москве. И вот его первый фильм, снятый по собственному сценарию. В центре картины - любовный четырехугольник. Замужняя женщина бальзаковского возраста Марго и ее возлюбленный – юноша по имени Иван- встречаются уже 8 лет втайне от ее мужа – бывшего бандита, ныне богатого бизнесмена. Но неожиданно Иван встречает прекрасную девушку своего возраста, влюбляется и женится на ней. Марго сильно переживает. Основное действие разворачивается по дороге за город, куда едут в красном кабриолете Иван с женой, и, волей случая, по этой же дороге едут в своей машине Марго с мужем. Тут начинается черная комедия с элементами и драмы, и триллера, и гротеска, и лирики. Но, не смотря на всю абсурдность происходящего, мы видим щемящую драму любящих друг друга людей. Их чувства подлинны, как подлинна сама ситуация – для нашего времени очень актуальна тема любви взрослой женщины и юного мужчины, и всех страданий, выпадающих на долю, казалось бы, такого мезальянса, за которым стоит что-то очень настоящее. В фильме Петра Гладилина есть все – и любовь, и ревность, и расставание, и почти смерти героев. Но Гладилин не был бы собой, если бы не привнес в эту щемящую драму свой собственный юмор, гротеск, граничащий с насмешкой над судьбой. А актерская игра в фильме просто завораживает. Фильм «Упакованные» можно считать не только большой удачей молодого режиссера, но и одним из лучших фильмов российской программы кинофестиваля. Хочется порекомендовать эту картину для дальнейшего проката, так как фильм может вызвать огромный интерес большой зрительской аудитории.

И, конечно, особого внимания на кинофестивале заслуживает очень редкий российский фильм, демонстрировавшийся в рамках спец-показов – картина режиссера Марины Мигуновой «Зеркала». Это первый в истории художественный фильм о судьбе великого русского поэта Марины Цветаевой. О человеке с таким масштабом личности всегда снимать очень трудно. Режиссер признается, что снимала фильм 6 лет. Сценарий написан Анастасией Саркисян и доработан Юрием Арабовым. Фильм очень точно показывает безмерный неукротимый дух Марины Цветаевой, ее большой поэтический дар и дар жить не как все, а по своим собственным правилам. Начало безмятежно и светло – в Крыму на даче у Волошина Марина знакомится с юным Сергеем Эфроном. Он еще не знает, что будет связан с этой яркой женщиной всю жизнь. Но она – Марина – знает. Властно берет Сергея за руку и уводит его навсегда в свою – их жизнь – наполненную страданиями, бедами, изменами, потерями. И бесконечной любовью друг к другу. За два часа экранного времени мы прожили вместе с Мариной ее трагическую и прекрасную судьбу – с юности, годов эмиграции, возвращения в сталинскую Россию, где будет арестована ее дочь Ариадна, сгинет в подвалах Лубянки муж Сергей, и где в Елабуге Марина не вынесет известия о его смерти, не вынесет жестокостей быта, войны, окружающей беспощадности жизни, внутреннего одиночества. Щемящая и трагическая судьба поэта проникновенно и очень точно показана через талантливейшую игру Виктории Исаковой – лучшей актрисы на роль Цветаевой и придумать нельзя. Судьба всякого поэта в конечном итоге трагична – так уж они устроены- эти небожители. Снимают о поэтах мало, точнее вообще не снимают. А ведь это очень благодатный материал, и особенно нужны такие фильмы сегодня, когда молодое поколение не много знает о поэзии и поэтах, да и знать –то не рвется, к сожалению. И в этом смысле у фильма «Зеркала» еще есть и великая просветительская миссия – на фоне современных блокбастеров и бессмысленных фильмов ужасов – такая картина – настоящая жемчужина. Она учить чувствовать. Хочется поблагодарить всех ее создателей и пожелать фильму огромного будущего.

ФОТОГАЛЕРЕЯ ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОСКОВСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕИтоги Московского кинофестиваля: дорого, хаотично, почти бессмысленно

Обозреватель «Вечерней Москвы» рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы ММКФ перестал быть магнитом для третьеразрядных фильмов и превратился в по-настоящему престижный кинофорум. 

Главный приз фестиваля - статуэтка "Золотого Георгия" - досталась турецкой картине "Частица" Эрдема Тепегеза. Эта вполне рядовая социальная драма о беспросветном существовании безработной стамбульской девушки, которая содержит свою мать и больную дочь. Чем он лучше остальных конкурсных фильмов? Судя по всему, лишь страной производства - жюри в этом году возглавлял иранский режиссер Мохсен Махмальбаф, который, видимо, решил распорядиться наградой по-соседски. Актрисе Жале Арикан из "Частицы" также достался "Серебряный Георгий" за лучшую женскую роль. (читайте далее...)

amp-next-page separator