В ритмах испанского фламенко Спектакль «Утопия» Театра Марии Пахéс стал прощальным хитом Чеховского театрального фестиваля. / Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

В ритмах испанского фламенко

Развлечения

«Утопия» – это захватывающая история о жизненном пути человека, о его радостях и печалях, о страстных желаниях и тихих раздумьях, история, рассказанная чувственным языком фламенко.

Спектакль состоит из семи эпизодов-картин с прологом, в которых Мария Пахес исполняет свои колдовские сольные номера, наполненные причудливым ритмом, фантазией жестов и поз. Ее руки, подобные крыльям дикой птицы, изящны и выразительны, кажется, что они существуют отдельно от вьющегося тела танцовщицы, исполняя собственный танец радости свободного полета.

В центре спектакля эпизод «Красная дорога» – жизненный пути по заветам испанского поэта Антонио Мачадо (1875-1939), исполненный Марией Пахес как «зримая песня» в стиле фламенко:

Тебе, Гвадалквивир на пышном ложе,С высот Испании, где тесно скалам,Несу я терпкий розмарин. И всё жеДуэрская земля была началом –Не жизни, нет, – любви моей погожей…

Каждый выход Пахес – это эмоциональное откровение в сопровождении виртуозных партнеров, великолепных музыкантов и выворачивающих душу певцов (Хуан де Майрена и Ана Римон), а каждый танец – образец профессионализма и вкуса. В ее фламенко есть душа – «дуэнде».«Дуэнде, – говорил великий испанец Федерико Гарсиа Лорка, – это сила, которую все чувствуют и ни один философ не объяснит, дух земли, который с эллинских таинств отлетел к плясуньям-гадитанкам. Лишь к одному дуэнде не способен – к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря». Старая цыганка-танцовщица, услышав музыку Баха, воскликнула: «Оле! Здесь есть дуэнде!» – и заскучала при звуках Глюка и Брамса.

Мария Пахес передает смысл происходящего на сцене, используя мощные средства чувственного воздействия. Так она устанавливает связь исполнителя со зрительным залом, который то, затаив дыхание, следит за каждым ее движением, то взрывается шквалом восторженных аплодисментов.

Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения способствуют его постоянному обновлению. Мария Пахес своим искусством вносит в танец особую личностную выразительность, которая добавляет ему смысла и красоты.

Искусство фламенко пользуется успехом во всем мире, а присутствие у танцовщиков «дуэнде» делает его живым организмом.