12 июля 1904 года на свет появился великий чилийский поэт Пабло Неруда. / Фото: Wikipedia

«Я счастлив изнутри. У меня спокойная совесть и неспокойный ум». 10 самых проникновенных цитат Пабло Неруды

Развлечения

Пабло Неруда появился на свет в чилийском городке Парраль, в семье железнодорожного рабочего Хосе дель Кармен Рейеса Моралеса. Мать будущего поэта Роза Нефтали Басоальто Опасо умерла от туберкулеза, когда Пабло был совсем маленьким - воспитывала мальчика мачеха.

Литературный талант проявился у Неруды в раннем детстве - он начал писать стихи в возрасте 9 лет. Огромное влияние на его творчество оказало знакомство и дружба с известной чилийской поэтессой Габриэлой Мистраль.

Свои первые произведения Пабло опубликовал в 1920 году в журнале "Сельва аустраль" - именно тогда он впервые подписался не настоящей своей фамилией, а псевдонимом Неруда. Фамильное имя молодого поэта заставил скрыть конфликт с отцом, который не одобрял увлечения сына литературой.

Признание таланта Неруды не заставило себя долго ждать - уже в 1921 году поэт получил первую премию от Федерации чилийских студентов за стихотворение "Праздничная песня". А всего через два года, в 1923 году, он на собственные деньги сумел издать первый сборник стихов "Собрание закатов". Книга получила отличные отзывы, издатели заинтересовались молодым литератором. В последующие годы Неруда один за одним издает сборники "Двадцать стихотворений о любви и одна песнь отчаяния" (1924 год), "Попытка бесконечного человека" (1926 год),  "Кольца" (1926 год), роман "Обитатель и его надежда" (1926 год).

1927 год положил начало дипломатической карьере Пабло Неруды. Он был назначен консулом в Бирме, затем служил консулом на Цейлоне, в Сингапуре, в Голландской Ост-Индии. Литературу он не забрасывал - в поездках родились стихи, вошедшие в книгу "Местожительство — Земля".

В 1932 году Неруда вернулся в Чили, однако через год был назначен консулом в Буэнос-Айрес. Здесь он, кстати, познакомился с Федерико Гарсиа Лоркой. В 1934 году Неруда был назначен консулом в Барселону, затем перевелся в Мадрид. Здесь он сблизился с испанскими поэтами "поколения 27 года" и издавал литературный журнал "Зеленый конь поэзии".

В период гражданской войны в Испании Неруда поддерживал республиканцев, ужасы кровопролитных сражений отразились в сборнике стихов "Испания в сердце".

С 1939 года по 1944 год Неруда работал в чилийском посольстве в Мексике. В годы Второй мировой войны он написал патриотические стихи во славу героев-красноармейцев. 

6 января 1948 года политическая карьера Пабло Неруды резко изменила направление. Он публично обвинил чилийского президента Габриэля Гонсалеса Виделу марионеткой Соединенных штатов, после чего он был обвинен в государственной измене и был вынужден перейти на нелегальное положение. В 1949 году Неруда тайно пересек границу Чили и Аргентины, приехал в Буэнос-Айрес, а оттуда — в Париж. В изгнании поэт завершил работу над начатой в годы войны поэмой "Всеобщая песнь". В Чили эта книга была запрещена и распространялась тайно. Возвращения на родину Неруда ждал четыре года - в Чили в приехал в 1953 году.

Литературное наследие Неруды очень обширно, он один из тех счастливых литераторов, чей талант в полной мере получил должное признание при жизни. В активе поэта Нобелевскую премию по литературе и Международная Сталинская премия "За укрепление мира между народами".

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить самые яркие и мудрые цитаты из произведений Пабло Неруды.

- Медленно умирает тот, кто не путешествует,

кто не читает,

кто не слышит музыки,

Кто не может найти гармонию в себе.

- Я знал самое прекрасное на свете — дружбу друзей. Знал я и огонь, питающий нас, — любовь любимых. Но нежность незнакомых, оберегающих нас во сне и в скорби, в беде и в обиде, ещё лучше, ещё прекрасней, ибо с нею ты сам становишься шире и в жизнь твою входят все другие жизни.

- Во всем, что в это мире есть — есть часть моей души.

Тебя лишь вижу я во всем, к тебе одной стремлюсь

Ты — мотылек, мечта, мой сон, ты — зеркало души…

- Я люблю книгу – материальный итог поэтического труда, густой лес литературы, я люблю в книге все, вплоть до ее корешка, но только не теоретические ярлыки. Я люблю книги без теоретизирования и дефиниций, как сама жизнь.

- За что я тебя люблю?

За это и за другое,

за многое и за малое.

Такой и должна быть любовь -

всеобщей и полуприкрытой,

личной и неприступной,

в трауре и знаменах,

цветущей, как звезды в небе,

бездонной, как поцелуй.

- Так случилось,я устал быть человеком.

- Я нарек тебя королевой.

Есть и выше тебя, есть и выше.

Есть и чище тебя, есть и чище.

Есть и краше, и краше тебя.

Но королева - ты.

- Я понимаю, что слишком явное счастье многим не по душе. Но дело в том, что я счастлив изнутри. У меня спокойная совесть и неспокойный ум.

- Когда умирает твой друг, он в тебе умирает вторично.

- Я борюсь за доброту – всеобъемлющую, широкую, неизбывную. Моя поэзия много раз сталкивалась с полицией, но после столкновений, о которых я рассказал и о которых умолчал, чтобы не повторяться, и после тех столкновений, что произошли у других, кто уже ничего не расскажет, во мне осталась все так же абсолютная вера в высокое предначертание человека, я убежден – и убежденность моя становится все более осознанной, - что мы приближаемся к великой нежности.

 

amp-next-page separator