3 главных периода творческого пути Иоганна Себастьяна Баха
Будущий представитель эпохи барокко родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
В возрасте 9 лет умирает мать Иоганна Себастьяна, а через год из жизни уходит отец. К себе на воспитание мальчика берет старший брат, Иоганн Кристоф. Именно он и обучает его игре на органе и клавире по классическим образцам.
В то же время младший Бах также знакомится с творчеством современных модных композиторов. Предполагается, что еще в детстве Иоганн Себастьян обещает себе, что напишет музыку лучше. Так оно или нет, однако это выполняется – до сих пор история музыки делится на добаховскую и послебаховскую.
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены, - признается сам композитор.
«Вечерка» предлагает вспомнить 3 наиболее значимых периода творческого пути великого немецкого композитора и послушать одни из самых значимых произведений Иоганна Себастьяна Баха.
1. 1708 год принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки.
В Веймаре Бах раскрывает свой многогранный талант: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходится играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года – в должности помощника капельмейстера. В это время Бах экспериментирует в области светских музыкальных жанров. Он много сочиняет для органа, пишет пьесы для скрипки и клавесина, а также создает репертуар для капеллы.
Одновременно с этим Бах пишет кантаты. Здесь появляется первая светсткая кантата «Тешит меня лишь веселая охота».
Так, Веймар для Баха является особенно важным этапом. В этот период в основной области баховского искусства, в органной музыке, происходит расцвет и полная творческая зрелость: он создает токкату и фугу ре минор, прелюдию и фугу ля минор, прелюдию и фугу до минор и другие произведения.
2. 1717-1723 годы (Кётен) – Иоганн Себастьян Бах служит придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Здесь он пишет клавирную и оркестровую музыку. Именно в Кётене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции, а также завершены 24 прелюдии и фуги (они составили первый том большого труда «Хорошо темперированный клавир»). В этот же период появляется и «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
3. 1723 -1750 годы – Лейпцигский период творчества. Иоганн Себастьян уже известный музыкант. Он подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Здесь он пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Рождественскую ораторию» и др. Однако этими произведениями остается недовольно начальство – музыку не признают «церковной» из-за отсутствия строгости и избытка красочности земной музыки. После этого конфликта Бах начинает писать инструментальную музыку. Окончательную отделку получает первый том прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». Также появляется «Итальянский концерт» - этим сольным концертом Бах хочет подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта и выразить свое уважение к итальянскому инструментализму.
В последние годы жизни Бах все больше уходит в себя и пытается отгородиться от действительности. Последние произведения композитора – две серии полифонических пьес «Музыкальное приношение» и «Искусство для фуги». В них Иоганн Себастьян Бах демонстрирует технические возможности, полифоническую форму. Жизнь омрачает серьезная болезнь глаз. После неудачных операций великий композитор теряет зрение. Но и тогда он продолжает писать музыку, диктуя произведения для записи.